В широком смысле - навыки и умения произвольного исполнения ролей, имитация чьего-то поведения, изображения тех или иных чувств, переживаний, отношений и т.п.; в узком смысле - компетентность актера.
Наркотическая зависимость, характеризующаяся болезненным пристрастием к употреблению этилового спирта (психическая и физическая зависимость), алкогольным поражением внутренних органов и деградацией человека как личности.
Готовность и умение человека анализировать являения, происходящие в окружающем мире, основанные на владении строгими логическими методами и способности отделять в объекте существенное от несущественного, абстрагироваться.
Направленность на нарушения норм морали и права. Может являться к тому же жизненным приоритетом обладателя, что позволяет говорить о том, что в его картине мира успех неразрывно связан с нарушениями норм морали и права.
Одна из основных динамических характеристик мышления как психического процесса, отражает количество типовых интеллектуальных операций, совершаемых человеком в единицу времени.
Степень восприимчивости к внушению, определяемая субъективной готовностью подвергнуться и подчиниться внушающему воздействию. Внушаемость является характеристикой индивида, зависимой от ситуативных и личностных факторов. К числу свойств личности, благоприятствующих повышенной внушаемости, относятся: неуверенность в себе, низкая самооценка, чувство собственной неполноценности, покорность, робость, стеснительность, доверчивость, тревожность, экстравертированность, повышенная эмоциональность, впечатлительность, слабость логического мышления, медленный темп психической деятельности.
Способность человека, проявляющаяся в самодетерминации и регуляции им своей деятельности и различных психических процессов. В качестве основных функций воли выделяют: выбор мотивов и целей, регуляцию побуждения к действиям при недостаточной или избыточной их мотивации, организацию психических процессов в адекватную выполняемой человеком деятельности систему, мобилизацию физических и психических возможностей в ситуации преодоления препятствий при достижении поставленных целей.
(фантазия) - универсальная человеческая способность к построению новых целостных образов действительности путем переработки содержания сложившегося практического, чувственного, интеллектуального и эмоционально-смыслового опыта.
Работа органов чувств и соответствующие ей субъективные образы - ощущения - составляют основу восприятия. Восприятие возникает в результате синтеза ощущений с помощью представлений и имеющегося опыта, т. е. это есть синтез объективного с помощью субъективного.
Привычки человека, наносящие вред его здоровью, физическому и психологическому, расходующие напрасно его жизненные ресурсы; обычно под вредными привычками подразумевают алкоголизм и табакокурение.
Человек может приобретать своеобразный негативный опыт, состоящий в том, что его действия никак не влияют на ход событий и не приводят к желательным результатам. Такой опыт усиливает ожидание неподконтрольности человеку результатов его действий, вследствие чего возникает тройственный дефицит - мотивационный, когнитивный и эмоциональный.
Одна из основных динамических качественных характеристик мышления как психического процесса, проявляется в умении "встать" над интеллектуальной задачей, поменять шаблоны анализа и синтеза, сменить алгоритм на принципиально иной.
Характеристика поведения, свидетельствующая о широкой вариативности поведенческих реакций, ловком подстраивании под условия проблемной ситуации, невысокой роли в поведении стереотипных реакций. По смыслу противоположно закомплексованному поведению.
Психическое состояние, свойство человека: эмпатия к окружающим людям, заинтересованность чужими проблемами, настрой на участие и совместное решение задач.
Женственность в поведении - стремление показать своим поведением свою полноценность как женщины; образ "полноценной женщины" индивидуален, зависит от социокультурного опыта.
Степень участия трудоспособного населения в деятельности, связанной с удовлетворением личных и общественных потребностей и, чаще всего, приносящей доход в денежной или иной форме в виде заработной платы, содержания, дополнительных пособий и выплат натурой.
Образ серьезного, предприимчивого человека, ценящего свое время и деньги, способного принять участие в прибыльных делах и допустить участие других людей в своих делах.
Образ человека в глазах окружающих как открытого собеседника, готового обсуждать проблемы разного характера, проникаясь уважением и проявляя понимание.
(понимание, познание) - общая способность к познанию и решению проблем, определяющая успешность любой деятельности и лежащая в основе других способностей; система всех познавательных способностей индивида: ощущения, восприятия, памяти, представления, мышления, воображения; способность к решению проблем без проб и ошибок "в уме".
Интеллектуальный тонус отражает скорость и качество протекающих мыслительных процессов. Человек, находясь в состоянии повышенного интеллектуального тонуса, способен в единицу времени решить больше задач.
Интерес - особенность характера человека, отношение к какому-то объекту, сфере жизнедеятельности как к интересной, то есть как к источнику полезной, вызывающей положительные эмоции информации, знаний.
Способность оформлять собственную устную речь значимыми звуковыми, но не смысловыми, сигналами (повышение или понижение тона, оперирование громкостью, растягивание или убыстрение и некоторые другие).
Направленность человека "вовнутрь", то есть на свой внутренний мир, задумчивость, рефлексивность, самостоятельность, низкая потребность в общении, впечатлениях. Противоположным понятием является "экстраверсия", поэтому можно говорить об одном параметре "экстраверсия-интроверсия".
Знание, возникающее без сознания путей и условий его получения, в силу чего субъект имеет его как результат "непосредственного усмотрения". И. трактуется и как специфическая способность (например, художественная или научная И.), и как "целостное схватывание" условий проблемной ситуации (чувственная И., интеллектуальная И.), и как механизм творческой деятельности (творческая И.).
Способность и одновременно склонность к коммуникациям и общению, к установлению контактов и связей; коммуникабельный человек - легко устанавливающий контакты, приятный в общении.
Одно из важных свойств внимания, способность некоторый промежуток времени обращать своё сознание на определённые внешний стимул, подавляя влияние иных стимулов.
Во многом субъективное качество, отношение к голосу какого-то человека как к красивому: оригинальному, богатому, насыщенному и высокими, и низкими частотами, гармоничному, не имеющими очевидных дефектов (слишком высокий или слишком низкий голос, хрипота, произношение в нос и т.п.).
Способность созидать; творческие возможности (способности) человека, которые могут проявляться в мышлении, чувствах, общении, отдельных видах деятельности, характеризовать личность в целом и/или ее отдельные стороны, продукты деятельности, процесс их создания. К. рассматривается как важнейший и относительно независимый фактор одаренности, который редко отражается в тестах интеллекта и академических достижений. Напротив, К. определяется не столько критическим отношением к новому с очки зрения имеющегося опыта, сколько восприимчивостью к новым идеям.
Личностная особенность - одновременно и черта характера, и особенность интеллектуальной деятельности, проявляющаяся в недоверии к источнику информации, склонности перепроверять факты всеми доступными средствами.
Мужественность в поведении - склонность демонстрировать своми поступками полноценность себя как мужчины; состав таких "мужких поступков" диктуется образом "настоящего мужчины", сложившимся у данного субъекта в условиях проживания в конкретном социуме.
Интерес человека к собственным страданиям, душевным терзаниям и т.п., склонность усугублять эти страдания и терзания, находя в этом особенный экзистенциальный смысл.
Ярко выраженный интерес человека к вопросам достижения больших жизненных целей, в том числе, например, обретения материального благополучия. Склонность расценивать успех как первейший жизненный приоритет, обычно в пику счастью.
Способность к настойчивому и последовательному проведению собственной точки зрения через процесс общения, изобретательность в отстаивании своей точки зрения.
Сравнительно продолжительные, устойчивые психические состояния умеренной или слабой интенсивности, проявляющиеся в качестве положительного или отрицательного эмоционального фона психической жизни индивида.
Один из основных параметров психического состояния человека, характеризующий сосредоточенность на конкретных целях и задачах, уровень мотивированности, веру в успех, уверенность в поставленных целях и задачах, приторможенность неактуальных потребностей и мотивов.
Люди по-разному настраиваются на сон, одни легко засыпают, а другие страдают бессонницей; одни перед сном погрязают в ворохе разных мыслей, а другие - до последнего пытаются решать в уме объективные насущные проблемы.
Способности к организаторской деятельности; включают коммуникативные способности, практический ум, способность заражать и активизировать других, критичность, тактичность, инициативность, требовательность к себе и другим, самообладание, настойчивость.
Валовая характеристика жизнедеятельности человека, отражающая способности и склонности человека генерировать новое, быть источником новых идей и решений проблем. Происходит от латинского origo - происхождение, источник.
Отношение человека к времени как основному жизненному ресурсу; качественные характеристики этого отношения (планирует ли человек время, ведет ли учет расхитителей времени, стремится ли делать в единицу времени больше дел) и количественные (насколько эмоционально относится к тем или иным аспектам траты времени).
Социально обусловленное, относительно устойчивое состояние познавательной (когнитивной), эмоциональной (аффективной) и поведенческой (действенной) готовности личности реагировать на всю совокупность элементов процесса труда.
Черта характера и элемент жизненной стратегии человека, проявляющийся в отказе от собственных принципов, оригинальных идей, творческой инициативы в угоду следованию моде и основным тенденциям социальной жизни.
Воспроизведенный образ предмета, основывающийся на нашем прошлом опыте. В то время как восприятие дает нам образ предмета лишь в непосредственном присутствии этого предмета, представление - это образ предмета, который воспроизводится в отсутствии предмета.
Это интегральная характеристика мотивации профессиональной деятельности, определяемая всеми побуждениями в мотивационной сфере и в особой мере выражающаяся в интересах, отношениях, целенаправленных усилиях.
Процесс формирования личностью своего отношения к профессионально-трудовой среде и способ ее самореализации. Это длительный процесс согласования внутриличностных и социально-профессиональных потребностей, который происходит на протяжении всего жизненного и трудового пути. Профессиональное самоопределение предполагает выбор карьеры, сферы приложения сил и личностных возможностей.
Отсутствие сильно выраженных отклонений душевной жизни человека, мешающих его социально-психологической адаптации, достижению целей и задач, которые человек ставит перед собой.
Способность живых существ всесторонне исследовать бытие, в том числе себя; способность генерировать абстрактные модели, понятия (вплоть до математических) в целях исследования бытия и управления им; способность в конкретной ситуации действовать творчески, не-автоматически.
Низкий уровень самокритики человеком своего поведения (особенно внешней его стороны), богатство арсенала выразительных свойств, общая физическая мобильность.
Склонность человека разбираться в сложных вопросах бытия максимально объективно, вне зависимости от собственных чувств и тенденций; способность человека применять свой интеллект и вообще разум к самым разным сторонам бытия; стремление и способность человека к точности во всём.
Исторически сложившаяся форма общения людей посредством языка. Речевое общение осуществляется по правилам данного языка, который представляет собой систему фонетических, лексических, грамматических и стилистических средств и правил общения. Р. и язык составляют сложное диалектическое единство. Р. осуществляется по правилам языка, и вместе с тем под действием ряда факторов (требований общественной практики, развития науки, взаимных влияний языков и др.) она изменяет и совершенствует язык.
Способность понимать свою индивидуальность, жить сообразуясь с ней, способность принимать себя таковым, каков есть, а не таким, каким должен быть, способность рационально относиться к своим недостаткам.
Термином <самоконтроль> могут быть обозначены особые действия, предметом которых являются собственные состояния и свойства человека как субъекта деятельности, общения или самосознания. Центральным звеном самоконтроля является управление содержаниями собственного сознания, тем, что субъект считает частью своего <Я>.
Своеобразная когнитивная схема, которая обобщает прошлый опыт личности и организует новую информацию относительно данного аспекта <Я>. Вместе с тем самооценка, особенно если речь идет о способностях и потенциальных возможностях личности, выражает и определенный уровень притязаний. А он зависит от множества условий. Мальчик, хвастливый в отношениях с товарищами, может гораздо скромнее оценивать себя в разговоре с учителем. Иначе говоря, самооценка может быть просто средством самоутверждения, создания у окружающих более благоприятного впечатления о себе.
Последовательность в регламентации собственной жизни, собственная предсказуемость, настроенность на определенный жизненный ритм, достижение значимых целей.
Самоуважение, согласно У. Джемсу, пропорционально успеху и обратно пропорционально величине притязания. Повышение общего самоуважения под влиянием частного успеха встречается чаще, чем его понижение вследствие неудачи. Человек с пониженным самоуважением будет переживать частную неудачу глубже и тяжелее, чем спокойный и уверенный в себе.
Характерологическая особенность человека, проявляющаяся в повышенной чувствительности к происходящим с ним событиям; обычно сопровождается повышенной тревожностью, боязнью новых ситуаций, людей, всякого рода испытаний и т.п.
Интегральная личностная особенность человека - склонность вредить самому себе, подрывая свое здоровье, нарушая общение с близкими людьми, ломая себе карьеру и т.д.
Психическое свойство - способность сосредоточиться в нужное время на актуальной проблеме, оптимально настроиться, отринуть сомнения и уверенно, но достаточно осторожно двигаться к намеченной цели.
Валовая характеристика личности человека, не только мера некоего уважения к человеку со стороны других, но и внутреннее ощущение цельности, твердости, уверенности в себе.
Один из основных параметров психического состояния человека: активность, возбуждённость, пребывание в тонусе; активное отстаивание своих интересов, доходящее до агрессивности; готовность к деятельности, решению поставленных задач.
Способность оценить характер взаимоотношений двух и более людей между собой, интенсивные характеристики этих взаимоотношений (насколько развита у них приязнь или неприязнь, партнерство или конфронтация).
Способность человека "просыпаться во сне", то есть осознавать, что он спит; также подразумевается возможность заранее, перед сном, задавать тему для своих сновидений.
Склонность индивида к переживанию тревоги, характеризующаяся низким порогом возникновения реакции тревоги; один из основных параметров индивидуальных различий. В целом тревога является субъективным проявлением неблагополучия личности.
Характеристика поведения человека, отражающая то, насколько он принимает собственные решения как должное; уверенный человек, поставив перед собой некоторую цель или задачу, потом редко пересматривает свое решение, всеми силами стремится к достижению цели или решению задачи.
Умение критически и объективно рассмотреть проблемную ситуацию, вскрыть механизмы ситуации, ее причины и последствия, значимость для жизнедеятельности и решения поставленных задач.
Коммуникативная способность человека, проявляющаяся в умении вовремя найти нужные аргументы для подтверждения собственного мнения, выстроить аргументы в наиболее эффективном порядке, излагать аргументы в доступной форме для слушателя (оформлять аргументы), следить за сочетаемостью аргументов между собой, не нарушая принципы формальной логики.
Коммуникативная способность человека, проявляющаяся в том, что он способен включиться в совместное решение проблемы, усвоить и воздействовать на ситуационные смыслы социальной группы, достичь компромисса, понять интересы каждого и учесть их все, творчески соединив.
Умение, состоящее в способности человека а) поднять у себя общий уровень настроенности, б) настроиться на качественное и эффективное выполнение конкретного задания.
Характеристика поведения человека, имеющая под собой психологические и психофизиологические корни, проявляющаяся в устойчивости психического состояния к весьма сильным раздражителям разного рода.
Низкий энергетический потенциал человека, являющийся следствием слабости нервной системы, неумением и нежеланием настраиваться на выполнение трудоемких задач.
Одна из главных характеристик мышления, наряду с беглостью и гибкостью, - отражает способность субъекта подчинять собственный процесс мышления определенной цели, настраивать его на решение конкретных задач.
Степень активности человека в достижении цели (целей). Целеустремленность может проявляться как и в отношении конкретной цели, так и в отношении целей вообще ("целеустремленный по жизни").
Направленность человека вовне, в мир реальных объективных вещей, зависимость от впечатлений, потребность ощущать постоянное "бурление жизни". Личностная особенность, характеризующаяся: социабельностью, импульсивностью (легкость на подъем), активностью, оживленностью, восприимчивостью, возбудимостью, ориентированностью на получение ощущений и эмоций. Противоположное понятие - интроверсия.
Показатель того, насколько эмоции могут вывести человека из состояния равновесия, подавить или увлечь, возбудить или расслабить, сделать тревожным или ригидным и т.д.
Свойства человека, характеризующие содержание, качество и динамику его эмоций и чувств. Содержательные аспекты эмоциональности отражают явления и ситуации, имеющие особую значимость для субъекта. Они неразрывно связаны со стержневыми особенностями личности, ее нравственным потенциалом: направленностью мотивационной сферы, мировоззрением, ценностными ориентациями и пр.
Понятие, носящее скорее популистский характер. Обозначает что-то вроде ассертивности и умения контролировать свои эмоции, эмоциональной зрелости. По аналогии с IQ обозначается EQ.
(от греч. empatheia - сопереживание) - постижение эмоционального состояния, проникновение - вчувствование в переживания другого человека. В современной психологии эмпатию принято трактовать либо как способность понимать мир переживаний другого человека, либо как способность приобщаться к эмоциональной жизни другого , разделяя его переживания.
Компонент имиджа человека, характеризующий его как человека загадочного, окутанного какими-то тайнами, как лицо, мотивы действия которого не только темны, но и не подлежат публичному обсуждению.
Черта характера и особенность конкретных поступков человека, отражающая соответствие этическим нормам, принятым в конкретном социуме в конкретное время.