Реакция на исключительно тяжелый соматический или психический стресс, характеризующаяся нарушением адаптивного поведения, выраженной тревогой и шоковым состоянием. Термин применим также к состоянию ажитации и беспомощности, обнаруживающимся у больных с церебральными нарушениями, когда они сталкиваются с задачами, превышающими их возможности (Гольдштейн, 1878-1965).
Вызывающее стресс событие или явление может быть одним из многочисленных факторов нашей повседневной жизни, способствующих возникновению различных психических отклонений и психосоматических заболеваний.
Можно выделить четыре основных метода профилактики стресса с помощью ауторегуляции: релаксация, противострессовая "переделка" дня, оказание первой помощи при остром стрессе и аутоанализ личного стресса.
Те или иные условия вызывают эмоциональное напряжение не в силу их абсолютной жёсткости, а в результате несоответствия этим условиям эмоционального механизма индивида.
Психическое состояние, вызванное выполнением человеком сложной задачи, и оказывающее мобилизирующее действие на человека (конструктивное влияние, в отличие от напряженности), состояние повышенного функционирования организма и личности, напряжение сил.
Человек имеет возможность, сознательно управляя дыханием использовать его для успокоения, для снятия напряжения - как мышечного, так и психического, таким образом, ауторегуляция дыхания может стать действенным средством борьбы со стрессом, наряду с релаксацией и концентрацией.
Испытывает хронический неослабевающий стресс, попадает в одну или несколько непрекращающихся стрессовых ситуаций, тяжело преодолевает стрессовые межличные отношения.
Фактор, вызывающий состояние стресса. Различают физиологические стрессоры -чрезмерная физическая нагрузка, высокая и низкая температура, болевые стимулы, затруднение дыхания и т. д. и психологические стрессоры -факторы, действующие своим сигнальным значением: угрозой, опасностью, обидой, информационной перегрузкой и пр.
Внешние или внутренние воздействия, приводящие к возникновению стрессовых состояний: сильные физические и психические травмы, кровопотеря, мышечные нагрузки, инфекции и др.
Совокупность личностных качеств, позволяющих работнику переносить значительные интеллектуальные, волевые и эмоциональные нагрузки (перегрузки), обусловленные особенностями профессиональной деятельности, без особых вредных последствий для деятельности, окружающих и своего здоровья.
Психотерапевтический прием в рамках когнитивной психотерапии; пациент, после овладения новыми способами осознания и оценивания происходящих с ним событий, помещается в типичные стрессогенные ситуации, которые моделируются психотерапевтом в контролируемых условиях и которые раз от раза все более усложняются.