Речь - Исторически сложившаяся форма общения людей посредством языка. Речевое общение осуществляется по правилам данного языка, который представляет собой систему фонетических, лексических, грамматических и стилистических средств и правил общения. Р. и язык составляют сложное диалектическое единство. Р. осуществляется по правилам языка, и вместе с тем под действием ряда факторов (требований общественной практики, развития науки, взаимных влияний языков и др.) она изменяет и совершенствует язык.
Лексический массив, при помощи которого человек строит свои высказывания. По объему он меньше пассивного словаря, состоящего из понимаемых данным человеком слов.
Координация действий речевых органов при произнесении звуков речи, которая осуществляется речевыми зонами коры и подкорковыми образованиями головного мозга. При произнесении определенного звука реализуется слуховой и кинестезический, или речедвигательный, контроль.
Потеря голоса, возникающая в силу органических или функциональных нарушений в гортани (голосовых связках, гортанных мышцах). Наблюдается, в частности, при перенапряжении голосовых связок у лекторов, при внезапных и сильных волнениях, при истерии.
Сознательная вербальная деятельность, общение человека с самим собой. Проявления в.р. отчетливо видны при умственном решении различных задач, мысленном планировании, внимательном слушании речи других людей, чтении текстов про себя, при заучивании и припоминании.
Возникновение и развитие речи в истории человечества - тема, хотя и хорошо изученная учеными (психологами, антропологами, лингвистами), но до сих пор изобилующая большим количеством отдельных и разнообразных теорий, моделирующих этот процесс.
Построение субъективной модели осмысленного сообщения на основе процесса активного слушания: восприятие устного речевого сообщения на сенсорном уровне, вычленение сигнальных звуков в составе слова и его опознание на перцептивном уровне, установление смысла предложения и всего сообщения в целом.
Понятие, введенное И.П. Павловым для обозначения системы ориентировки человека на словесные сигналы, на основе которых возможно образование временных нервных связей.
Афферентные импульсы, которые идут от периферических органов речи в кору головного мозга. Возникают в том числе при выполнении умственных действий, когда может происходить повышение тонуса речевой мускулатуры и возникновение двигательной импульсации из-за скрытого проговаривания слов.
Модель генезиса внутренней речи, происходящего параллельно с генезисом внешней речи и обусловленного стремлением ребенка к повторению обращенных к нему слов взрослых.
Теоретическая модель генезиса внутренней речи из так называемой эгоцентрической речи, разговор ребенка с самим собой вслух во время игры и других занятий.
Специфика речи связана с особенностями ориентировочной части деятельности. Можно выделить следующие стороны ориентировки речевого действия: 1) ориентировка в предмете сообщения; 2) ориентировка в языке как объективной системе средств, которыми выражен предмет сообщения; 3) ориентировка степени личностной значимости предмета сообщения; 4) ориентировка в мере адекватности или неадекватности выбранных языковых средств для решения коммуникативной задачи (рефлексия на степень субъективной удачи (или неудачи) собственной речевой деятельности); 5) ориентировка на адресат речи - учет его особенностей и возможностей.
Речь маленького ребенка не образует связного смыслового целого, для ее понимания необходимо учесть ту конкретную ситуацию, в которой находится ребенок и к которой относится его речь. Смысловое содержание речи становится понятным лишь будучи взято совместно с этой ситуацией: это ситуативная речь.
Участок коры головного мозга, находящийся в задне-нижней части третьей лобной извилины левого полушария (у правшей), работой которого обеспечивается моторная организация речи и преимущественно связанная с фонологической и синтаксической кодификациями.
Говорение без попыток встать на точку зрения собеседника. Является характерным для ребенка. Если ребенок развивается в обеденной общением среде, то доля эгоцентрической речи достаточно велика.