Речь и ориентировочная деятельность

Речь и ориентировочная деятельность - Специфика речи связана с особенностями ориентировочной части деятельности.    Можно выделить следующие стороны ориентировки речевого действия:

1) ориентировка в предмете сообщения;

2) ориентировка в языке как объективной системе средств, которыми выражен предмет сообщения;

3) ориентировка степени личностной значимости предмета сообщения;

4) ориентировка в мере адекватности или неадекватности выбранных языковых средств для решения коммуникативной задачи (рефлексия на степень субъективной удачи (или неудачи) собственной речевой деятельности);

5) ориентировка на адресат речи - учет его особенностей и возможностей.

Как правило обучение грамматике ведется в первую очередь как решение мнемических задач, а не языковых. Усвоение элементов стилистики также не формирует в достаточной мере индивидуальность и произвольность речи, ибо работа идет первым делом как прилаживание собственной языковой способности школьника к нормам литературного языка.

Условием развития произвольности и индивидуальности речи является открытие и осознание учащимися всех сторон ориентировки речевого действия.

 


См. также

Речь Психологический словарь

А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

 


Рейтинг@Mail.ru    RSS RSS    azps@azps.ru