1) ориентировка в предмете сообщения;
2) ориентировка в языке как объективной системе средств, которыми выражен предмет сообщения;
3) ориентировка степени личностной значимости предмета сообщения;
4) ориентировка в мере адекватности или неадекватности выбранных языковых средств для решения коммуникативной задачи (рефлексия на степень субъективной удачи (или неудачи) собственной речевой деятельности);
5) ориентировка на адресат речи - учет его особенностей и возможностей.
Как правило обучение грамматике ведется в первую очередь как решение мнемических задач, а не языковых. Усвоение элементов стилистики также не формирует в достаточной мере индивидуальность и произвольность речи, ибо работа идет первым делом как прилаживание собственной языковой способности школьника к нормам литературного языка.
Условием развития произвольности и индивидуальности речи является открытие и осознание учащимися всех сторон ориентировки речевого действия.
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я