Возникновение речи

   Возникновение и развитие речи в истории человечества - тема, хотя и хорошо изученная учеными (психологами, антропологами, лингвистами), но до сих пор изобилующая большим количеством отдельных и разнообразных теорий, моделирующих этот процесс.

Самая большая и значимая проблема здесь - определить для ныне живущих людей соотношение вкладов в развитие членораздельной речи природных (наследственных) факторов и социальных (онтогенетических). Только решив этот вопрос, какие именно задатки к речи мы имеем, можно начинать судить о том, как происходило развитие этих задатков в процессе эволюции.

Понятно, что речь формируется в процессе онтогенеза. Существует значительное для науки количество случаев так называемых "детей-маугли", которые показывают, что находясь в полной социальной изоляции ребенок не получает даже зачатков членораздельной речи. И если до 5-6 лет ребенок вообще не слышал речи, потом научить говорить его почти невозможно.

С другой стороны, существуют факты, позволяющие говорить о врожденности речи. Многие высшие животные обладают средствами коммуникации, по многим своим функциям напоминающими речь человека. Многие птицы обладают весьма продвинутым "языком" общения. Так обычная синица имеет около 40 вариаций издаваемых ею звуков. При этом многие из них, если не все, имеют собственное коммуникативное значение. Животные и птицы могут звуковыми сигналами предупреждать друг друга об опасности, проявлять угрозу, заботу, брачные ухаживания, просить о помощи.

Когда-то лексикон наших далеких предков тоже имел лишь с десяток отдельных, не очень сложных звуков. Потом, с развитием речевого аппарата, появилась возможность в большей степени варьировать издаваемые звуки, строить из них цепочки. Так и получились слова и фразы. Но при этом надо помнить, что язык не взялся ниоткуда, это всего лишь значительно усложненный коммуникативный инструмент. И "болванка" этого инструмента "зашита" в особенностях строения нашего головного мозга.

Существуют эмпирические доказательства того, что дети с рождения способны отличать речь человека от речи животных и разного рода техногенных звуков. Важным доказательством врожденности речи является то, что стадии развития речи и их последовательность у всех детей одинаковы. Эта последовательность одинакова у всех детей независимо от того, где они родились и в условиях какой культуры они развивались.

Мало иметь, однако, врожденную способность к языку. Нужен еще и механизм того, как эта врожденная способность (задатки) будет раскрываться, актуализироваться. Природа использовала здесь инстинктивный механизм, который раньше ею успешно был применен для других целей. Речь идет о подражании. Ребенок, как и детеныши животных, обладает врожденным инстинктом подражания. Инстинкт подражания распространяется не только на движения, но и на издаваемые звуки.

С первых недель жизни ребенок начинает подражать звуком, издаваемым окружающими (в первую очередь, конечно, матери). Подражание ведет к быстрому усвоению сначала отдельных звуков человеческой речи, затем слогов, слов, высказываний, правил их грамматического построения. После нескольких первых лет жизни инстинкт подражания значительно притупляется, но полностью не исчезает, а скорее трансформируется в особенности социального взаимодействия.

Удивительным является то, насколько быстро ребенок усваивает речь, в том числе у него формируется правильная грамматика речевых высказываний. Взрослый человек может посвятить многие годы изучению иностранного языка, и при этом не разобраться в тонкостях, которые на лету схватывает трехлетний ребенок, изучая свой родной язык. Известный лингвист Н. Хомский утверждает, что в организме и мозге человека с рождения имеются некоторые специфические задатки к усвоению речи и ее основных атрибутов. Эти задатки начинают проявляться и окончательно складываются примерно к годовалому возрасту и открывают возможность для ускоренного развития речи с одного года до трех лет. Здесь имеется в виду прежде всего усвоение самой речи, развитие же ее как средства мышления продолжается всю жизнь.

Данный возраст называется сензитивным для формирования речи. В течение этого периода развитие речи обычно происходит без осложнении, но вне его язык усвоить или трудно, или вообще невозможно. Именно этим объясняется то, что дети иммигрантов усваивают незнакомый язык быстрее, чем сами взрослые, а "дети-маугли", не имевшие в этом возрасте необходимых условий для овладения языком, не могут приобрести навыки человеческой речи в более позднем возрасте.

Но формирование и развитие речи, безусловно, невозможно объяснить только инстинктом подражания и наличием специфических задатков. Как утверждал Ж. Пиаже, развитие речи зависит от присущей ребенку с рождения способности воспринимать и интеллектуально перерабатывать информацию. То есть речь идет о том, что речь ребенка не развивается обособленно, сама по себе. Речь как психический процесс тесно связана у человека с другим психическим процессом - мышлением. Как речь обогащает мышление, так и мышление позволяет ребенку быстрее освоить речь. Именно этим можно объяснить, например, то, что дети любят выдумывать новые слова - эти слова они не услышали от других людей. Дело в том, что "выдумывать" это функция именно мышления, которое постоянно нацелено на генерацию новых знаний. Так и в процессе эволюции - с повышением интеллектуального уровня наших предков им становилось все легче на протяжении своей жизни осваивать речь.

На протяжении эволюции постепенно наглядное мышление (в том числе наглядно-действенное и наглядно-образное) дополнялось абстрактно-логическим. Не лишним будет вспомнить что "логика" происходит от греческого "логос" (слово). Наше абстрактно-логическое мышление строится на понятиях, а обозначением понятий служит слово. По мере совершенствования речевого аппарата развивался понятийный аппарат и развивалось мышление в целом. Поскольку это оказалось сильным конкурентным преимуществом, то со временем все большее и большее место в головном мозгу стало отводиться зонам, ответственным за речь (в первую очередь это область Вернике и центр Брока).

При этом, как показал Выготский, абстрактно-логическое мышление тоже не берется ниоткуда. На самом деле это трансформировавшееся наглядное мышление. Просто человек научился работать предметно с абстрактными образами, такими как нарисованные символы или произнесенные вслух словами.

Тем не менее не следует забывать про то, что у речи и мышления все же разные генетические корни. Исходной функцией речи была коммуникация, как это видно у животных. Наглядное же мышление изначально было направлено на решение наглядных (представленных в восприятии) задач, никак не связанных с речью. Примеры наглядного мышления:

- будущая жертва спряталась за дерево или большой камень - с какой стороны лучше на нее напасть?

- в игре "Тетрис" сверху появилась новая фигура - куда ее лучше положить?

- заболел барабанщик в рок-группе - как лучше аранжировать композиции, чтобы не так было заметно?

В дальнейшем, с усложнением языка, мышление постепенно освобождается от своей непосредственной слитности с действием и наглядностью объектов, все более приобретает характер внутренней, моделирующей деятельности. Со временем у человечества стало получаться все больше и больше вещей моделировать именно в вербальных понятиях. Это дало возможность людям объяснять друг другу очень сложные вещи. Современный человек может, например, по телефону объяснить другому человеку смысл законов Ньютона или подробно описать, что он видел в Эрмитаже. Выпуски новостей по телевизору сопровождаются обязательными комментариями диктора. Без этих комментариев смысл большинства визуальных сообщений будет ускользать от зрителя: зачем какие-то двое мужчин встретились и пожали друг другу руки? почему какой-то женщине вручают цветы, а она при этом плачет?

Литература

Маклаков А. Г. Общая психология. СПб: Питер, 2001.

 


См. также

Речь

 


Рейтинг@Mail.ru    RSS RSS    azps@azps.ru