У человека, как известно, существует внутренняя речь - процесс внутреннего, сознательного проговаривания. Учим ли мы стихотворение, проигрываем ли в голове возможные сценарии общения с коллегой, размышляем ли над списком покупок - везде проявляется внутренняя речь. С внутренней речью тесно связан процесс пассивной речи. Эти процессы во многом похожи, но не стоит, однако, рассматривать пассивную речь как частный случай внутренней речи (или же наоборот).
Для внутренней речи характерна изрядная доля спонтанности: ее содержание определяется насущными задачами, потребностями сознания. Пассивная же речь имеет эхоический характер. Ее основная задача - удержать в кратковременной памяти воспринимаемую вербальную информацию. Вторая задача - выступить первичным фильтром, выделяя в воспринимаемой вербальной информации важные элементы.
Почему данный вид речи называется пассивным? Дело в том, что процесс внутренней речи - на самом деле довольно сложный и даже энергетически затратный. В экспериментах было показано, что процесс внутренней речи сопровождается небольшими изменениями в тонусе мышц, которые участвуют в процессе обычной (громкой) речи. Например, слегка сокращается височная мышца. В некотором смысле поэтому внутреннюю речь можно рассматривать как обычную речь, только очень тихую. Несмотря на затратность, природа не придумала ничего лучше, как сначала декодировать воспринимаемую вербальную информацию в алгоритмы речедвигательного аппарата, а потом уже в процессе повторения ("прожевывания") мы понимаем эту информацию. Получается как бы эксперимент - мы повторяем за другими людьми слова и фразы, которые еще не понимаем, повторяем несколько раз про себя - будто мы сами это говорим, таким образом у нас и формируется представление о том, что хотел нам поведать другой человек.
Разумеется, столь сложно устроенный процесс понимания чужой речи имеет низкие показатели эффективности. Если мы слушаем или читаем какой-то рассказ, то не в состоянии (обычно) повторить слово в слово хотя бы один абзац текста. При этом в каждый момент восприятия в нашем сознании удерживается весьма небольшое количество смысловых элементов - слов или коротких фраз: около семи (число Миллера). Однако в подавляющем большинстве ситуаций от нас не требуется дословного запоминания того, что нам говорят. Достаточно просто понять то, что именно человек хочет сказать, какую именно пользу для себя мы можем извлечь из этих слов. Поэтому самым большим достоинством пассивной речи для нас является то, что мы в режиме реального времени понимаем общий смысл и важные факты из сообщаемого нам.
Когда мы слушаем кого-то, то слова и фразы говорящего еще какое-то время циркулируют в нашем сознании. Сколько продолжается этот период циркуляции одного слова или фразы? Это весьма сильно зависит от нескольких факторов: от важности услышанной информации, эстетического характера (музыкально оформленные, ритмически сформированные порции информации циркулируют дольше), функционального и эмоционального состояния слушателя, сопряженности с другой информацией (если информации много, то ее порции конкурируют между собой). Обычно период циркуляции составляет несколько секунд, но может продолжаться минуты, часы и даже дни. Особенно это характерно для сильно эмоциональных ситуаций. Хорошо показано это у Максима Горького в "Жизни Клима Самгина":
А открыв глаза, он увидел, что темнолиловая, тяжелая вода все чаще, сильнее хлопает по плечам Бориса, по его обнаженной голове и что маленькие, мокрые руки, красно поблескивая, подвигаются ближе, обламывая лед...
...
И особенно поразил Клима чей-то серьезный, недоверчивый вопрос:
- Да - был ли мальчик-то, может, мальчика-то и не было?
"Был!" - хотел крикнуть Клим и не мог. Очнулся он дома, в постели, в жестоком жару. Над ним, расплываясь, склонялось лицо матери, с чужими глазами, маленькими и красными.
...
Когда дедушка, отец и брат, простившийся с Климом грубо и враждебно, уехали, дом не опустел от этого, но через несколько дней Клим вспомнил неверующие слова, сказанные на реке, когда тонул Борис Варавка:
"Да - был ли мальчик-то? Может, мальчика-то и не было?" Ужас, испытанный Климом в те минуты, когда красные, цепкие руки...
...
Клим чувствовал себя нехорошо, смятенно; раскрашенная река напоминала ему гибель Бориса, в памяти назойливо звучало: "Был ли мальчик-то? Может, мальчика-то и не было?" Ему очень хотелось сказать Лидии...
...
Утомленный физически, Клим шел не торопясь, чувствуя, как светлый холод ночи вымораживает из него неясные мысли и ощущения. Он даже мысленно напевал на мотив какой-то оперетки: "Да - был ли мальчик-то? Быть может - не было мальчика?"
Как уже отмечалось, на продолжительность периода циркуляции конкретной порции вербальной информации влияет функциональное состояние. Например, в состоянии переутомления средний период значительно меньше. Однако некоторые слова или фразы циркулируют в сознании неадекватно долго. Частично это объясняется тем, что у человека не хватает сил утилизировать новое знание. Также имеет значение общий уровень активности. Если человек в тонусе, настроен на активные, спонтанные действия, то он может плохо воспринимать вербальную информацию, особенно если она имеет второстепенное значение для текущей деятельности. И наоборот, в спокойной, расслабленной обстановке процесс циркуляции удлиняется.
В том числе и по этой причине школьники во время уроков (таких как математика или биология) в основном сидят на своих местах, а не стоят и тем более не бегают по классу. Теоретически можно было бы совместить уроки физкультуры и, например, физики. Ученики в спортзале играют в баскетбол, а учитель через громкоговоритель рассказывает им про законы Ньютона. Вроде бы выгода налицо: дети и умнеют, и развиваются физически. Однако доля информации, прошедшей через пассивную речь, в данном случае будет стремиться к нулю.
Внешне пассивная речь почти ничем не проявляется. Косвенным признаком наличия пассивной речи является внимание, устремленное на говорящего человека, и задумчивое выражение лица. Иногда пассивная речь проявляется в том, что слушающий шевелит губами. Кстати, это может свидетельствовать и о том, что он старается максимально точно запомнить то, что ему говорят. Иногда пассивная речь проявляется в бормотании, в котором можно услышать повторение сказанного.
В возрастной психологии считается, что ребенок сначала осваивает пассивную речь, а потом пассивная речь постепенно перерастает в активную. Однако следует учитывать, что и пассивная, и активная речь имеют под собой основательную "материальную базу", то есть инстинкты. И эти инстинкты начинают проявляться скорее параллельно, чем последовательно. Уже с первого месяца жизни голосовые особенности ребенка начинают коррелировать с голосом матери, в некоторой степени уже в этот период ребенок учится говорить активно.
И у детей, и у взрослых в отношении степени развития активной или пассивной формы речи существуют значительные индивидуальные различия. Как известно, одни люди обладают способностью разговаривать очень быстро (слова сыпятся как горох). Другие способны говорить лишь медленно. Так же и с пассивной речью. В зависимости от способностей и жизненного опыта одни люди очень хорошо понимают других людей, способны повторить чуть ли не слово в слово то, что было сказано, другие понимают лишь после нескольких повторений.
Степень развития активной и пассивной речи связаны слабо. Часто бывает так, что люди с хорошо развитой активной речью понимают других плохо. И наоборот.
И все-таки в раннем возрасте (до полутора лет) налицо факт, что пассивная речь развита значительно лучше активной. Ребенок обладает уже весьма богатым пассивным словарем, но очень посредственно - активным. Развитие пассивной речи в раннем возрасте тесно сопряжено с наглядной деятельностью: ребенок охотно повторяет те слова, которые обозначают наличные предметы (игрушки, куклы, фигурки), людей и животных.
Довольно важное значение имеет понимание специфики пассивной речи для ораторского искусства. Тот оратор, который говорит сухо, безэмоционально, обычно оставляет небольшой след в пассивной речи слушателя. Самое плохое в этом отношении для оратора - говорить по бумажке. Как уже говорилось, пассивная речь проявляется в том, что мы повторяем за говорящим его слова. Повторяя его слова, мы пытаемся понять истинный, исходный смысл слов и суждений. И этому пониманию способствуют живые, "родные" интонации: мимолетное удивление, радость, многозначительные паузы, восклицания и т.д. Когда человек, сам не понимает, что он говорит, его речь лишена таких "богатств". Идеальный оратор это тот, который говорит так, как думает. Но для этого, разумеется, нужна определенная культура мышления.
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я