Действие, заключающееся в извлечении усвоенного материала из долговременной или кратковременной памяти с целью последующего использования его при узнавании, припоминании, воспоминании или непосредственном воспроизведении.
Структурные особенности мнемической деятельности, связанные с различными механизмами запоминания, временными показателями удержания в памяти, характеристиками материала.
Актуализация ранее сформированного психологического содержания (мысли, образы, чувства, движения) в условиях отсутствия внешних актуально воспринимаемых указателей.
Феномен памяти, открытый У. Пенфилдом: внезапное и неконтролируемое воспроизведение в сознании ярких зрительных или слуховых образов, которые переживаются как образы воспоминаний, а не актуального восприятия. Возникают при раздражении электрическим током височной доли головного мозга.
Процесс потери доступа сознания к запомненному ранее материалу. Забыванию подвергаются как неактуальные сведения, так и некоторые сверхактуальные (психологическая защита).
Направленность на запоминание может оказывать разное воздействие на понимание того, что мы запоминаем. В одних случаях она может мешать пониманию, заслонять собой необходимость понять то, что заучивается, вести к механическому запоминанию. В других случаях направленность на запоминание, в особенности сознательно поставленная задача запомнить, оказывает на понимание положительное действие, выступает как стимул к более полному, глубокому и точному пониманию. Запоминание, основанное на понимании, во всех случаях безусловно продуктивнее, чем запоминание, не опирающееся на понимание.
Сенсорная копия информации, предъявленной наблюдателю зрительно на очень короткое время (до 100 мс.). Имеет большую емкость; угасает примерно за четверть секунды; сознательно не контролируется; зависит от физических характеристик стимула. Информация передается в кратковременную память.
Схема долговременной памяти, включающая три вида: 1. Процедурная память, в которой хранятся связи между стимулами и реакциями (рефлексы, навыки); 2. Семантическая, хранящая систематизированное знание субъекта о символах, их значениях, взаимоотношениях между ними, правилах манипулирования этими символами; 3. Эпизодическая, в которой хранится информация о целостных событиях, имеющих автобиографический характер, связях между ними.
Образ знакомого пространственного окружения. К.к. создаются и видоизменяются в результате активного взаимодействия субъекта с окружающим миром. При этом могут формироваться К.к. различной степени общности, "масштаба" и организации (например,карта-обозрение или карта-путь в зависимости от полноты представленности пространственных отношений и присутствия выраженной точки отсчета).
Предположение о том, что в долговременной памяти хранятся не образные или речевые отображения ситуаций, а некие интерпретации событий, существующие в виде концептов и высказываний, или пропозиций.
Вид памяти, характеризующийся относительно коротким временем хранения информации (несколько десятков секунд), которая вытесняется потоком новой информации.
Процедура выявления связи между временем хранения информации и продолжительностью и качеством запоминания при отсутствии возможности повторения. После предъявления испытуемому материала, который необходимо запомнить, ему предлагается в течение некоторого времени решать какую-либо задачу, которая препятствует повторению запомненного материала.
Процесс запоминания сильно зависит от особенностей деятельности, в частности от целей деятельности; в зависимости от наличия целей запомнить или отсутствия таковых память подразделяется на произвольную или непроизвольную.
Чем больше умственных усилий прилагается к тому, чтобы организовать информацию, придать ей целостную, осмысленную структуру, тем легче она потом припоминается.
Непроизвольные образы, которые с исключительной живостью всплывают в сознании после длительного восприятия однородных предметов или явлений после такого восприятия объекта, которое оказало некоторое эмоциональное воздействие.
Память с весьма коротким временем хранения (не более 2 секунд) с большим объемом хранящейся в ней информации, имеющая периферический и модально-специфический характер, отображающая физические характеристики стимулов.
Стратегия организации разрозненной информации в процессе ее запоминания, в результате которой элементы запоминаемого материала связываются по смыслу в целостную группу или несколько таких групп. Условия успешного структурирования: близкое по времени (в идеале одновременное) поступление запоминаемых элементов в кратковременную память; внутреннее сходство элементов, облегчающее выделение в них общего объединяющего признака.
Воспроизведение человеком виденного, слышанного, прочувствованного с возможными изменениями представляемой информации вследствие влияния времени, состояния памяти, эмоционального расположения в момент первичного восприятия информации и других психологических и физических факторов.
Психический процесс, находящийся на стыке памяти, мышления и восприятия, заключающийся в способности восприятия довольно оперативно интерпретировать образы как уже знакомые, имеющие определенные связи в памяти.