Персеверирующие образы

Персеверирующие образы - Непроизвольные и навязчивые образы, которые с исключительной живостью всплывают в сознании после длительного восприятия однородных предметов или явлений после такого восприятия объекта, сам процесс которого или только объект восприятия оказал некоторое эмоциональное воздействие.

Характерный пример персеверирующего образа - человек в реальной жизни увидел жуткую картину (например детский труп на месте ДТП), эта жуткая картина "встает перед глазами" на протяжении часов и даже дней, хотя при этом и тускнея, но весьма медленно.

Другой пример. Если долго играть в какую-нибудь компьютерную игру или гулять по лесу (собирая, например, грибы), то вечером, ложась спать и закрывая глаза, можно наблюдать встающую перед глазами весьма яркую картину: монстры, подземные лабиринты, строения из кубиков, деревья, кусты, листья, травы и т.д.

Персеверирующие образы бывают не только зрительными, но и слуховыми, а также смешанными. Типичный пример слуховой персеверации - "звучание в ушах" очередного песенного шлягера.

Персеверирующие образы обладают следующими особенностями:

- они могут непосредственно следовать за восприятием объекта, но могут удерживаться в памяти и весьма значительные промежутки времени (часы и даже дни),

- персеверирующие образы имеют разную степень яркости, живости и наглядности, от весьма смутных до обладающих фотографической точностью,

- имеется зависимость от направленности внимания на соответствующий объект во время восприятия: чем внимательнее воспринимается объект, тем ярче будет персеверирующий образ,

- причиной персеверирующего образа может быть или сильное эмоциональное воздействие, или многочасовая деятельность в довольно необычных условиях,

- у персеверирующих образов весьма высокий уровень непроизвольности, "заказать" ту или иную персеверацию так же сложно, как запрограммировать сюжет будущего сновидения.

По поводу последнего пункта стоит сделать оговорку. Сложно запрограммировать или предсказать эмоциональную персеверацию. Для этого надо хотя бы знать, что скоро окажешься подверженным действию сильных эмоций. Однако когда знаешь, что у тебя будут скоро сильные эмоции (например студен-медик может догадываться об этом перед первым посещением морга), действие эмоции не является неожиданным, поэтому "потрясает" в значительно меньшей степени. Однако если есть большое желание испытать на себе яркие персеверирующие образы, для этого достаточно надеть сапоги и сходить погулять часов шесть по лесу. Другой вариант - начать играть в принципиально новую компьютерную игру.

Персеверирующие образы сходны с последовательными образами и первичными образами памяти своей конкретностью и наглядностью, а также непроизвольностью, как бы навязчивостью. Персеверирующие образы как бы представляют собой тоже простую копию восприятия, не неся в себе заметного элемента обобщения. Однако они более смутные и на самом деле уже подверглись некоторой переработке, в том числе обобщению. Например, во время реальной прогулки по лесу за верхушками деревьев хорошо просматривается небо (включающее в себя, быть может, облака). Персеверирующий образ может быть лишен такой детали: за деревьями как бы пустота, ничего. Так же и со слуховыми персеверирующими образами: "застрявший в ушах" новый хит может быть лишен таких деталей, как линия ударных инструментов, голос певца может быть уже иным.

Интересно, что способность человека к образованию персеверирующих образов используется и активно эксплуатируется в мировой экономике. Фактически весь шоу-бизнес, включая и традиционные направления (опера, балет, драма, живопись и др.), занят в основном тем, чтобы произвести как можно больше персеверирующих образов на душу населения. Если внешность артиста никому не запомнилась, на его спектакли не будут ходить. Если же лицо артиста "встает перед глазами", то волей-неволей привыкаешь к мысли, что этот артист для тебя много значит. Если песня ни одной нотой не зацепила слушателя, такая песня растворится в небытии. Если же мелодия, не переставая, "звучит в ушах", то ее автор и/или исполнитель будет прославлен.

Персеверирующие образы активно используются и в других сферах жизнедеятельности, например в рекламе и политике. В рекламе используются образы привлекательных женщин, музыка, звучные слоганы - в основном ради того, чтобы привлечь внимание к продукту и чтобы зритель не забыл про эту рекламу сразу после ее окончания. Так же и с политиками: они делают странные заявления, совершают чудаковатые поступки - лишь для того, чтобы поразить воображение избирателей и других политиков.

 


См. также

Восприятие Память Психологический словарь

А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

 


Рейтинг@Mail.ru    RSS RSS    azps@azps.ru