Восприятие движения и времени

Восприятие пространства

   Восприятие неподвижных, статичных предметов - тема, пусть и хорошо проработанная в общей и экспериментальной психологии, до сих пор, тем не менее, не закрыта. И при этом значительно более сложным вопросом является восприятие движения и времени.

Изучать проблемы восприятия нельзя в отрыве от физиологических особенностей нашего организма. Восприятие, в том числе и восприятие движения, осуществляется благодаря очень сложному физиологическому механизму, природа которого еще не вполне выяснена.

Как известно, окружающие нас образы проецируются на сетчатку глаза. Если тот или иной образ (например автомобиля) движется по сетчатке, это будет считаться движением или не будет? Может быть и так, и не так. Автомобиль проехал мимо - его образ проскользил по сетчатке. Мы перевели свой взгляд - образ стоящего автомобиля тоже скользнул по сетчатке. Может быть и иначе. Мы стоим и смотрим на стоящий автомобиль - его образ покоится на сетчатке. Мы провели глазами вслед проезжающему автомобилю - образ так же неподвижен на сетчатке.

Как известно из физики, во вселенной нет какой-то центральной точки отсчета, начала координат. Нет и "объективно нулевой" скорости: нет таких объектов, про которые можно сказать точно, что они стоят на месте (обратное, по крайней мере, не доказано). В физике любые скорости - относительны. Так и в нашем зрительном восприятии, мы не измеряем некоторую универсальную скорость, пусть даже и относительно поверхности Земли. Мы оцениваем скорость относительно нас самих.

Скорость пролетающих мимо объектов, а также пробегающих, проползающих, проплывающих и т.д., мы оцениваем двояко:

- пассивно (не следя глазами за объектом),

- активно (следя за ним).

В первом случае скорость оценивается как раз по скорости перемещения образа по сетчатке - с рядом поправок, разумеется. Это не самый точный способ. Хотя бы потому, что перемещения образа по сетчатке показывают угловую скорость объекта, и, чтобы узнать его скорость, надо знать расстояние до него. Глаз тем временем сфокусирован на другом объекте, который и помещен в зону лучшей видимости. Расстояние можно оценить по косвенным признакам, например по реальному размеру объекта и размеру образа на сетчатке глаза. Однако этот реальный размер не всегда известен. Если речь идет об автомобиле известной марки, то размер его наблюдателю известен. Если же пролетел камень или неизвестная птица - размер у них может быть разный.

Активной восприятие более точно. Мы следим за объектом. Он выходит из области наилучшего видения и этим заставляет нас передвигать глаза или голову, чтобы вновь фиксировать на нем взгляд. Наш глаз настолько "умный", что даже пытается предвидеть перемещения объекта, чтобы ни на долю секунды не выпускать его из поля зрения.

Как известно, человек выжил в процессе жестокого естественного отбора. Если учесть, что этот процесс происходил многие миллионы лет, то становится понятным стремление природы к совершенству. Так оказалось, что мы оцениваем движение окружающих предметов не по состоявшемуся движению глаза, а только по одному такому намерению. Это сберегает несколько миллисекунд, но и одна миллисекунда может оборвать целую ветвь эволюции. Эрнст Мах, чтобы выяснить, будет ли человек в состоянии воспринимать движение, если ему зафиксировать голову и обездвижить глаза, провел следующий эксперимент. Глаза испытуемых были обездвижены с помощью специальной замазки, которая не позволяла поворачивать глаза. Когда испытуемый пробовал повернуть глаза, ему начинало казаться, что предметы вокруг двигаются. Таким образом, в мозгу фиксируется не движение глаз, а лишь попытка двигать глазами, т. е. для восприятия движения важна не афферентная информация о движения глаз (сигнал о перемещении глаз), а копия эфферентной информации (команды на перемещение глаз).

В работе зрительного восприятия большое значение отводится интеллектуальным механизмам обработки информации. Далеко не всегда объект движется перпендикулярно оси наблюдения, оставаясь примерно на одном расстоянии от наблюдателя. Как раз обычно наблюдаемые объекты двигаются, несколько приближаясь или удаляясь. Пример - мы стоим на обочине и наблюдаем, как какая-то машина едет в нашу сторону; чтобы оценить ее скорость надо оценить угловую скорость и изменение расстояния до машины; при этом, чтобы оценить изменение расстояние до машины, сначала надо оценить само это расстояние, это тоже не так просто, на самом деле; могут учитываться и косвенные обстоятельства - например, геометрия дороги или громкость звука, издаваемого машиной.

Косвенных признаков много, и они играют весьма значительную роль в восприятии скорости. Механизм использования косвенных признаков состоит в том, что при обнаружении неких признаков движения осуществляется их интеллектуальная обработка и выносится суждение том, что предмет движется. Так, впечатление движения может вызвать необычное для неподвижного предмета положение его частей (так называемое "кинетическое положение"). Примеры кинетических положений: наклонное положение, размытость очертаний предмета (особенно размытость вдоль одной линии).

При этом следует отметить, что процесс восприятия довольно сильно замкнут в себе. Своим интеллектом и сознанием мы можем быть твердо уверены в том, что предмет находится на одном месте, но впечатление движения все равно может иметь место. Таковы, например, зрительные иллюзии. Нарисованные объекты могут казаться движущимися, если расположены особенным образом. Шагая вечером или ночью по улице, можно заметить, что луна как бы движется вместе с тобой - "идет" параллельным курсом.

Теории восприятия движения могут быть разбиты на две группы. Первая группа теорий выводит восприятие движения из элементарных, следующих друг за другом зрительных ощущений отдельных точек, через которые проходит движение. Утверждается, что восприятие движения возникает вследствие слияния этих элементарных зрительных ощущений (В. Вундт и др.).

В теориях второй группы утверждается, что восприятие движения имеет специфическое качество, которое не сводится к элементарным ощущениям. Подобно тому, как мелодия не является простой суммой звуков, а качественно отличным от них целым, так и восприятие движения не сводится к сумме составляющих это восприятие элементарных зрительных ощущений.

Гештальтпсихологи (М. Вертгеймер и др.) восприятие движения считают специфическим переживанием, отличным от восприятия самих движущихся предметов. Если имеются два последовательных восприятия объекта в различных положениях, то переживание движения не складывается из этих двух ощущений, а соединяет их, находясь между ними. Это переживание движения Вертгеймер назвал фи-феноменом.

Гештальтпсихологами было в частности показано, что из двух предметов, при прочих равных условиях, обычно движущимся кажется меньший. Движущимся также кажется тот предмет, который в течение опыта претерпевает наибольшие количественные или качественные изменения.

В восприятии скорости большое значение имеет прагматический аспект. Дело в том, что природа не наградила нас способностью оценивать скорость движения в каких-либо физических величинах. Наблюдая движущийся на нас автобус, мы не осознаем информацию, что он движется со скоростью 62 км/ч, однако понимаем, что скорость большая, больше, чем та, на которую мы способны, и лучше всего это убраться с дороги такого "зверя". Это обстоятельство облегчает работу восприятия, давая возможность оценивать скорость лишь по весьма грубой порядковой шкале.

Восприятие времени

   Восприятие времени изучено меньше, чем восприятие пространства. Нет специализированного органа, занимающегося восприятием времени, нет поэтому и более-менее объективных экспериментов на восприятие времени, сопровождающихся наблюдением за этим органом.

Время можно рассматривать (многие физики и математики этим и занимаются) как четвертое измерение пространства. Как двухмерные бумажки могут образовать трехмерную стопку из бумажек, так и трехмерные кубы, если было бы настоящее четвертое измерение, могли образовать четырехмерную "стопку-мегакуб". Один момент времени плавно и быстро перетекает в другой момент, все эти моменты можно рассматривать каждый в отдельности как трехмерный куб, а в совокупности - как "стопку-мегакуб".

Представим теперь, что кто-то взял кинопленку и разрезал ее на отдельные кадры. Потом все эти кадры были сложены в одну стопку (довольно высокую). Если обладать рентгеновским зрением, то теперь можно наблюдать тело главного героя (героини) не в виде плоской фигуры, а в виде объемной. И весь этот объем отражает два часа жизни этого героя, но мы можем наблюдать его в один момент.

Примерно так было бы, если бы мы были обладателями полноценного восприятия времени. Если бы мы разбили вазу, а потом нас попросили бы представить то, как это произошло, то мы представили бы не несколько картинок-фаз этого события (вот я задел ее локтем, вот она летит на паркет, вот лежат осколки), а полноценную четырехмерную картинку. Это было бы похоже на четырехмерное дерево: сначала ваза цела - это ствол, потом разбилась на части - отсюда ветки.

Разумеется, полноценное восприятие времени потребовало бы колоссальных ресурсов нашего мозга. Даже трехмерные объекты (например шахту или здание сложной планировки) нам удается воспринимать с трудом, а тут четыре измерения...

В широком смысле восприятие времени это и есть восприятие всей этой гипотетической четырехмерной картины. Непосредственное наблюдение этого континуума позволило бы наглядно видеть некоторые причинно-следственные связи. Четырехмерный локоть соприкоснулся с четырехмерной вазой-осколками - ствол вазы после этого несколько смещен в пространстве, а потом распадается на ветви. Нельзя, конечно, было бы видеть более тонкие причинно-следственные связи, не видимые глазом: почему, например, зазвонил телефон.

Для нас восприятие времени - лишь очень приблизительное подобие того, что могло бы быть. В основном восприятие времени связано с восприятием объектов окружающего мира. Для нас восприятие времени это:

- восприятие перемещения объектов в пространстве,

- восприятие трансформации этих объектов,

- восприятие взаимодействия двух и более объектов,

- установление наглядных причинно-следственных связей.

Элементарными формами восприятия времени являются процессы восприятия длительности и последовательности событий. В узком смысле восприятие времени это и есть восприятие длительности и последовательности тех или иных событий.

Базовым инструментом для оценки длительности событий являются элементарные ритмические явления организма, известные под названием "биологических часов". К ним относятся ритмические процессы, протекающие в нейронах коры и подкорковых образований. Например, чередования сна и отдыха. С другой стороны, мы воспринимаем время при выполнении какой-либо работы, т.е. когда происходят определенные нервные процессы, обеспечивающие нашу работу. В зависимости от количества этих процессов, чередования возбуждения и торможения, мы получаем определенную информацию о времени.

"Биологические часы" работают не так точно, как хотелось бы. В значительной степени они оценивают не объективное, всеобщее время, а субъективное, которое зависит от того, какими событиями был заполнен оцениваемый промежуток. Если событий было много и они были интересны для нас, то время шло быстро. И наоборот, если событий было мало или они были не интересны для нас, то время тянулось медленно. Однако если приходится оценивать прошедшие события, то оценка длительности носит обратный характер. Время, заполненное разнообразными событиями, мы переоцениваем, временной отрезок кажется нам более продолжительным. И наоборот, не интересное для нас время мы недооцениваем, временной отрезок кажется нам незначительным.

Работа "биологических часов" зависит и от эмоциональных переживаний. Было показано, что если события вызывают положительное отношение к себе, то время кажется быстро идущим. И наоборот, негативные переживания удлиняют временной отрезок.

Если мы более-менее свободны в своих перемещениях в пространстве, во времени нам не суждено гулять столь же свободно. Мы плавно перемещаемся по нему со стандартной скоростью. Однако, что роднит восприятие времени с восприятием пространства - мы довольно отчетливо видим то, что находится рядом, а то, что удалено - значительно хуже. Кое-что мы в пространстве видеть не способны, например то, что находится глубоко под землей, - существуют объективные препятствия. Кое-что, однако, мы видим с расстояния во много световых лет. Так же и со временем: некоторые события прошлого и будущего объективно недоступны, некоторые мы можем просматривать на миллионы лет назад и даже вперед (хотя это уже в большей степени предмет работы интеллекта, а не восприятия).

Таким образом, в восприятии времени человеком выделяются два аспекта:

- субъективный,

- объективно-условный.

Субъективный аспект связан с нашей личной оценкой проходящих событий, что, в свою очередь, зависит от заполненности данного временного периода событиями, а также их эмоциональной окрашенности. Объективно-условный аспект связан с объективным течением событий и чередой условно-договорных точек отсчета, или интервалов времени. Если первый аспект отражает наше непосредственное ощущение времени, то второй аспект помогает нам ориентироваться во времени с помощью опорных инструментов.

Фактически час времени - самая популярная из вообще всех единиц измерения на сегодняшний день. Современный человек не может прожить и дня без того, чтобы не сверить свои "биологические часы" с объективными. Час и минута значительно чаще употребляются, чем, например, килограмм или градус. Не случайно поэтому, что провалились все попытки сделать время метрическим: в данном случае сила привычки оказалась слишком высока.

Литература

Маклаков А. Г. Общая психология. СПб: Питер, 2001.

 


См. также

Восприятие

 


Рейтинг@Mail.ru    RSS RSS    azps@azps.ru