Взаимоотношение целого и части в восприятии

   Одна из самых интересных и характерных особенностей нашего восприятия - определенное взаимоотношение в нем целого и части.

Любой объект, который мы воспринимаем, предстает сложным целым и обладает рядом свойств. Воспринимая его как целое, мы одновременно воспринимаем и отдельные его части. Обе эти стороны восприятия теснейшим образом связаны между собой:

- восприятие целого обусловлено восприятием отдельных его частей и свойств,

- восприятие целого влияет на восприятие отдельные его частей и свойств.

Пример. Встретив некоторого человека, одетого в солидный костюм, с портфелем, очками и серьезным выражением на лице, мы хотя бы некоторое время будем относиться к этому человеку, как к солидному интеллигенту. Наши манеры, возможно, станут несколько более сдержанными, будем разговаривать корректно и развернуто. Это произойдет потому, что по отдельным "компонентам" человека мы стали воспринимать его в целом как солидного и дружелюбного интеллигента. Но возможна и обратная ситуация: прежде, чем встретить впервые этого человека, мы можем уже узнать про него кое-что. Например, нам стало известно, что этот человек всю жизнь проработал банщиком, а еще он иногда ворует. Встретив этого человека, мы будем уже совершенно иначе смотреть на его костюм, портфель, очки и лицо. Нам может показаться, что от костюма пахнет хозяйственным мылом, а в портфеле - наверняка - лежит веник. Или два веника.

Другой пример. Несколько более очевидный. Предположим, в аудитории сидит студент, а перед ним стоит профессор. Чтобы студент лучше запомнил его фамилию, профессор пишет ее на доске. Одна за другой появляются буквы: "Д... Е... Т... О... Ч... К... И... Н..." Чтобы прочитать и таким образом узнать фамилию преподавателя, студенту придется сначала узнать каждую букву, потом сложить из них целое слово. Таким образом, целое рождается из частей. Но дело может быть и так, что у профессора плохой почерк и буку "Ч" он нарисовал похожей на букву "И". Благодаря своему жизненному опыту, студент знает, что есть фамилия ДЕТОЧКИН, но нет фамилии ДЕТОИКИН. Поэтому студент делает верный вывод, находит целое, а по целому уже корректирует частное (букву "Ч" он перестает воспринимать как букву "И").

Возможности человеческого восприятия не безграничны. Когда мы воспринимаем что-то, это не значит, что мы проделываем над увиденным все возможные интеллектуальные операции. Встречая нового человека, например, мы обычно не составляем полный словесный портрет ("глаза серые... щурится... противокозелок вогнутый..."). Обычно мы воспринимаем довольно схематично, обращая внимание лишь на отдельные, самые существенные части и свойства объекта.

В частности эта способность восприятия - схематический анализ - позволяет нам производить и понимать рисунки. Если мы нарисуем квадратик, а сверху на него "положим" треугольник, то всякому будет понятно, что мы нарисовали домик. Если видим нарисованный усеченный конус, перевернутый широкой частью вверх, то нам может показаться, что это ведро или цветочный горшок. Рисунок или мультфильм представляют для восприятия уже сильно схематизированное изображение объектов, в некоторых аспектах это сильно повышает эффективность восприятия.

Наше восприятие, как целого, так и частей, основано на шаблонах. Воспринимая новый объект, мы в первую же секунду восприятия относим его к тому или иному шаблону, имеющемуся в нашей памяти. Делаем это за счет выявления в объекте его ключевых особенностей (например по наличию платья на фигуре человека мы можем сделать вывод, что объект - женщина). Далее проводим углубленное сравнение настоящего объекта с шаблонным, выявляя индивидуальные различия. Так в нашем восприятии может появиться временный объект "высокая женщина" или "красивая женщина". Именно эти индивидуальные особенности и есть свойства целостного объекта. А, скажем, руки и ноги, одежда и обувь - части воспринимаемого объекта.

Взаимоотношение восприятия целого и части неодинаково на разных этапах ознакомления с объектом. Причем существенную роль здесь играют индивидуальные различия наблюдателей. Начальный период восприятия у большинства людей характеризуется тем, что на первый план выступает восприятие целого, без выделения отдельных частей и несущественных свойств. У некоторых людей наблюдается обратное явление: в первую очередь различаются отдельные части предмета.

В соответствии с индивидуальными различиями наблюдателя протекает и второй этап восприятия. Если сначала воспринимается общая форма предмета без ясного различения его отдельных частей, то в дальнейшем части объекта воспринимаются все более отчетливо. И наоборот, если первоначально выделялись только части предмета, то совершается его переход к целому. В конечном итоге, как в том, так и в другом случае, достигается восприятие в целом при достаточно ясном различении его отдельных частей.

Восприятие целого и его частей зависит и от целого ряда других факторов, например от опыта, текущего психического состояния и установки. Зубной врач, например, большое внимание может уделять состоянию зубов собеседника, а портной - его одежде. Усталый человек воспринимает объекты более поверхностно, а человек, находящийся в состоянии алкогольной эйфории, видит в каждом встречном друга и брата.

Если человеку показать шахматную доску с расставленными фигурами и уже начатой партией, он - скорее всего - заинтересуется игровой ситуацией. Если ему же показать голую шахматную доску и сказать: "Смотри, из какого замечательного дерева она сделана!", то человек обратит внимание на качество изделия, на дерево, лакировку.

Литература

Маклаков А. Г. Общая психология. СПб: Питер, 2001.

 


См. также

Восприятие

 


Рейтинг@Mail.ru    RSS RSS    azps@azps.ru