Воспроизведение

Воспроизведение - Актуализация ранее сформированного психологического содержания (мысли, образы, чувства, движения) в условиях отсутствия внешних актуально воспринимаемых указателей.

Воспроизведение, как и сохранение информации, - не пассивный процесс, не механическое повторение запечатленного или заученного. В процессе воспроизведения информация не только воспроизводится, но в известной мере и формируется, поскольку сознательная деятельность активно влияет на воспроизведение.

Мысль и вообще сознательная деятельность включается в процесс воспроизведения. По отношению к содержанию происходит:

- уточнение,

- обобщение,

- систематизация,

- переработка,

- реконструкция.

Человек не обладает способностью компьютера воспроизводить информацию один в один. Если взять текстовую информацию (например стихотворение), то после ряда повторений (может быть, многократных) человек сможет потом воспроизвести идеально точно этот текст. Что касается зрительной информации, то даже многократное повторение не обеспечит полного запоминания (один образ может хранить в себе миллион точек).

Обычно запоминание и воспроизведение работает функционально: запоминается минимум, но довольно полезный. Далее при воспроизведении происходит реконструкция - достраивание информации для удобного использования. Если мы точно не помним того, что нам сказали, - додумываем эти слова (в том числе с учетом психологических особенностей говорящего, его психического состояния тогда).

То же и со зрительной памятью. Если нас попросить описать или нарисовать некоторый дом, то первоначальный образ будет весьма смутный. Скорее всего, мы хорошо запомнили цвет дома. Но вот уже с количеством этажей можем напутать. Памяти приходится как-то выкручиваться. Например, мы можем вспомнить, что в этой местности дома обычно девятиэтажные - значит и в этом доме девять этажей. А сколько окон располагается на одном этаже в ряд? Тут может потребоваться еще больше мыслительных усилий.

Воспроизведение, как и другие познавательные процессы, может быть произвольным и непроизвольным. То есть в разных ситуациях роль сознания в воспроизведении бывает разной. Непроизвольное воспроизведение в большей степени опирается на ассоциативные механизмы и неосознанные установки. Когда человек воспроизводит по памяти образ некоторого другого человека, то в случае непроизвольного воспроизведения в большей степени будут задействованы ассоциации: на кого из других людей похож этот человек. В случае сознательного воспроизведения будет присутствовать больше аналитики ("нос горбинкой... очень загорелый... глаза широко расставлены... лоб низкий... глаза серые... шея короткая...").

Стоит отметить, что в классической отечественной общей психологией разделяется припоминание и воспроизведение. Припоминание - как бы "поиск в хранилищах", воспроизведение - "вытаскивание из хранилища". Процессы эти тесно переплетены, но все же они разные. Так С. Л. Рубинштейн указывает, что зависимость между припоминанием и воспроизведением двусторонняя, взаимная. Первое является не только предпосылкой второго, но и, с другой стороны, его результатом. Сплошь и рядом припоминание совершается в самом процессе воспроизведения на основе контекста, который в нем оформляется. Необходимость при воспроизведении оформить в речи смысловое содержание мобилизует мысль, по мере развертывания в речи содержания припоминается то, что казалось забытым.

Любое припоминание начинается с поиска опорных точек. Далее по связям этих точек ищется информация, из которой выстраивается первичное воспроизведение. Получив в представлении "наглядный образ", мы обретаем возможность сознательно оперировать им, искать недостающие звенья. Происходит вторичное припоминание, вторичное воспроизведение и так до тех пор, пока не будет выстроен удовлетворяющий образ или пока не будет признано, что припомнить не удается.

Опорные точки могут характеризовать самые разные моменты, например цвет, размер, функциональность, приятность, ассоциации с другими объектами и прочее. В зависимости от характера опорных точек, из которых припоминание и воспроизведение исходит, может совершаться как переход от отдельных частей к целому, так и от смысла целого к отдельным частям.

Человек хорошо рефлексирует и осознает процесс воспроизведения. В нем видится отношение, связь с прошлым. Человек понимает всю важность того, чтобы прошлое имело возможность влиять на настоящее. Поэтому обычно он стремится к точности, правильному, адекватному воспроизведению. Часто воспроизведение начинается как неосознаваемое, а потом в силу трудностей превращается в сознательную реконструкцию прошлого, в которой существенную роль играет мыслительная работа сопоставления, умозаключения, проверки.

Роль припоминания и воспроизведения для жизни человека отражена в представлениях некоторых древних философов, согласно которым когда-то люди знали всё на свете, но потом забыли. А потом, в том числе и благодаря обучению, человек потихоньку вспоминает забытое.

Воспроизведение, как один из процессов памяти, часто обозначают познавательным. Фактически, воспроизведение в самом буквальном смысле работает на познание окружающей действительности. Занимаясь реконструкцией объекта, человек анализирует и понимает его структуру, явные и скрытые связи, функциональность, вырабатывает ассоциации с другими объектами.

Многие педагоги и люди, любящие порассуждать о педагогике, часто спекулируют на тему механического заучивания. Якобы надо не заставлять детей "зубрить", а развивать в них способности, умение рассуждать, понимать и т.д. Сложно спорить с тем, что у детей надо развивать интеллект в целом. Нет, конечно, большого смысла в "зазубривании" законов Ньютона. Однако так называемое механическое заучивание тоже важно, оно учит тому, как обращаться со своей памятью вообще, как припоминать и воспроизводить.

Литература

Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. СПб., 1998.

 


См. также

Память Психологический словарь

А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

 


Рейтинг@Mail.ru    RSS RSS    azps@azps.ru