Развитие памяти

   Память - это психический процесс, и процесс этот протекает у разных людей неодинаково. Различиям имеют и количественный, и даже качественный характер. Чтобы понять, как развивать память, необходимо иметь общие представления об индивидуальных различиях в памяти людей, которые разделяются в две группы:

- различия в продуктивности заучивания,

- различия в типах памяти.

Продуктивность влияет на:

- скорость запоминания,

- прочность,

- точность,

- готовность к воспроизведению материала.

Соответственно есть люди, которые:

- выучивают материал быстро и которые делают это очень медленно,

- хранят в памяти сведения и факты годами и которые забывают их уже на следующий день,

- хранят информацию в неизменном виде и которые при воспроизведении часто ошибаются, путают одно с другим,

- готовы всегда припомнить нужную информацию и которые могут это сделать лишь в определенной ситуации.

Известно много примеров выдающейся памяти. А. С. Пушкин мог прочесть наизусть длинное стихотворение, которое написал другой автор, после всего лишь двукратного его прочтения. Другим примером является В. А. Моцарт, который запоминал сложнейшие музыкальные произведения после одного прослушивания.

Известный советский психолог А. Л. Лурия обнаружил выдающуюся память у одного своего подопытного, которого он называет "Ш.". Этот Ш. с одинаковой быстротой запоминал различный материал, включая бессмысленный, и притом в чрезвычайно большом объеме. Ш. мог быстро запомнить и точно воспроизвести сложнейшие математические формулы, лишенные смысла, бессмысленные слова, геометрические фигуры. Его память отличалась и изумительной прочностью: через 20 лет он точно припомнил содержание экспериментального материала, место эксперимента, в котором он участвовал, а также то, во что был одет экспериментатор, и другие мельчайшие подробности обстановки и своих действий.

Люди довольно сильно различаются по особенностям памяти в разных модальностях:

- зрительная память,

- слуховая память,

- тактильно-кинестетическая память.

Есть люди, например, у которых хорошо развита зрительная память, но очень плохо - слуховая. Или, например, человек может хорошо помнить тактильные ощущения или позы и движения собственного тела.

Таким образом, при разработке программ по развитию памяти следует довольно четко определить конкретные мишени, с которыми придется работать:

- в какой модальности будет преимущественно развиваться память (зрительной, слуховой, тактильно-кинестетической или сразу во всех),

- какие параметры продуктивности будут развиваться (скорость, прочность, точность, готовность).

При разработке новых упражнений хорошей идеей будет сосредоточиться на конкретной мишени (одной из двенадцати - если рассматривать таблицу 4x3). Задавшись вопросом, например: "Как развить прочность зрительной памяти?", можно сразу получить ответ: "Надо давать образы для запоминания, затем периодически их представлять в своем воображении, а спустя довольно длительное время - воспроизвести и проверить". Задавшись вопросом: "Как развить готовность по тактильно-кинестетической памяти", можно получить ответ: "Дать участникам тренинга возможность изучить и запомнить новые позы, а потом в самый неожиданный момент просить их воспроизвести ту или иную позу".

Бурное развитие характеристик памяти происходит в школьные годы. Специальным образом организованное обучение активизирует процессы памяти, развивает ее тем самым. Однако вдумчивый школьный психолог или просто внимательный наблюдатель может заметить, что у некоторых учителей происходит слишком сильный перекос в сторону развития слуховой памяти. Что из себя представляет пресловутая "зубрежка"? - запоминание материала без осмысления. Стихотворение заучивается как какой-то бессмысленный набор слов и звуков. Законы Ньютона - как стихотворение. Хорошая идея для таких учителей - чаще давать возможность отвечающему ученику не только высказать ответ вербально, но и рисунком, схемой.

Следует сказать, что в последние годы среди детей всех возрастов огромную популярность снискали компьютерные игры. Подавляющее большинство их работает со зрительным восприятием и памятью, наглядным мышлением. Увлечение разнообразными играми способствует развитию зрительной памяти, хотя, как отмечают многие специалисты, у заядлых игроков возникают другие проблемы, скорее личностного характера.

Традиционно на психологических тренингах отводится большое внимание мнемотехническим приемам. Задача психолога здесь - показать участникам, что иногда бывает недостаточным просто наблюдать что-то и повторять про себя, запоминая. Иногда необходимо прибегать к мнемотехническим хитростям. Как, например, запомнить с одного раза последовательность из двадцати существительных? Надо просто представить в своем воображение историю или фильм с этими словами, где каждое последующее слово сюжетно цепляется к предыдущему. Поэтому и в целом задача, которая стоит перед психологом, не сводится лишь к развитию отдельных характеристик памяти, например скорости запоминания. Задача, возможно, что главная, - показать и доказать, что запоминать можно по-разному. А чтобы запоминать по-разному надо и воспринимать материал по-разному.

Литература

Маклаков А. Г. Общая психология. СПб: Питер, 2001.

 


См. также

Память

 


Рейтинг@Mail.ru    RSS RSS    azps@azps.ru