Восприятие

Восприятие - Работа органов чувств и соответствующие ей субъективные образы - ощущения. Восприятие возникает в результате синтеза ощущений с помощью представлений и имеющегося опыта, т. е. это есть синтез объективного с помощью субъективного.

В обиходе есть два резко разграниченных значения слов <видеть>, соответственно, <слышать>.

Одно значение может быть пояснено таким примером: <Отсюда я вижу корешок книги, а отсюда я его не вижу>. Слово <видеть> в первом значении означает иметь зрительный образ соответствующего предмета. Для того чтобы видеть в этом смысле, достаточно открыть глаза, иметь здоровое зрение, достаточно, чтобы предмет не был слишком далеко и не был слишком слабо освещен, чтобы он не был загорожен другим предметом.

Если зрительный образ неадекватно передает предмет, мы говорим о зрительной иллюзии. Зрительные иллюзии относятся к зрительному восприятию, охваченному этим первым значением слова <видеть>.

Другое значение слова <видеть> может быть пояснено следующими примерами: <Беда, он не видит пропорций!>, <Этот художник прекрасно видит цвет>.

Для того, чтобы <видеть> в этом смысле, недостаточно иметь даже и ясный зрительный образ. <Видеть> в этом смысле можно уметь и не уметь. Умению <видеть> можно и нужно учить.

Слово <видеть> означает способность выносить на основе дополнительной работы глаза зрительное суждение. Если содержание зрительного суждения неадекватно предмету, это еще вовсе не говорит о наличии иллюзии. Неадекватность зрительного суждения предмету есть в большинстве случаев ошибка. Как и всякая ошибка, она может быть показана и исправлена другим зрительным суждением на основе того же самого образа. Несколько зрительных суждений об одном и том же обычно отличаются друг от друга довольно значительно, в то время как лежащий в основе их зрительный образ может быть неизменен.

Зрительный образ возникает как целое помимо нашего желания. Зрительные суждения направляются задачами восприятия: они производят выборочную работу. Направляясь в предмете на одно, они тем самым отрешаются от другого. Содержания зрительного суждения всегда обладают некоторой степенью абстрактности и потому легко переносятся для сравнения на другие предметы, легко ведут, в конце концов, к полноценным обобщениям.

Образ впервые по-настоящему уясняется только в результате опирающейся на него цепи зрительных суждений. Восприятием в подлинном, человеческом смысле этого слова мы называем вовсе не непосредственное пассивное отражение, законченное в голой данности образа, а процесс осмысленного активного чувственного познания предмета на основе его образа.

Восприятие человека представляет собой единство чувственного и логического, чувственного и смыслового, ощущения и мышления.

Воспринимая, человек не только видит, но и смотрит, не только слышит, но и слушает, а иногда не только смотрит, но и рассматривает или всматривается, не только слушает, но и прислушивается. Поэтому всякое сколько-нибудь сложное восприятие является по существу своему решением определенной задачи, которое исходит из тех или иных раскрывающихся в процессе восприятия чувственных данных, с тем чтобы истолковать их. Деятельность истолкования включается в каждое осмысленное человеческое восприятие.

Константность восприятия выражается в относительном постоянстве величины, формы и цвета предметов при изменяющихся в известных пределах условиях их восприятия.

Способность ощущать дана нам и всем живым существам, обладающим нервной системой, с рождения. Способность иметь осознаваемые ощущения дана живым существам, наделенным головным мозгом. Способностью же воспринимать мир в виде образов наделены только человек и высшие животные, она у них складывается и совершенствуется в жизненном опыте. Причем для человека настолько привычно воспринимать образы, что в житейском понимании этих двух важнейших психических явлений явлений он практически не делает разницы между ощущением и восприятием. Любое ощущение для нас - это ассоциация с ранее запомненным предметом или каким-либо его признаком. Именно поэтому, когда мы говорим «видеть», мы не подразумеваем ощущение, а скорее восприятие конкретного видимого предмета. По этой причине в предыдущей главе я отметил, что в житейской практике нет определения для ощущений.

Но разница, конечно, есть, так как в отличие от ощущений, которые не воспринимаются как свойства предметов, конкретных явлений или процессов, происходящих вне и независимо от нас, восприятие всегда выступает как субъективно соотносимое с оформленной в виде предметов, вне нас существующей действительностью, причем даже в том случае, когда мы имеем дело с иллюзиями или когда воспринимаемое свойство сравнительно элементарно, вызывает простое ощущение (в данном случае это ощущение обязательно относится к какому-либо явлению или объекту, ассоциируется с ним).

Ощущения находятся в нас самих, воспринимаемые же свойства предметов, их образы локализованы в пространстве. Этот процесс, характерный для восприятия в его отличии от ощущений, называется объективацией.

Еще одно отличие восприятия в его развитых формах от ощущений состоит в том, что итогом возникновения ощущения является, некоторое чувство (например, ощущения яркости, громкости, соленого, высоты звука, равновесия и т. п.) , в то время как в результате восприятия складывается образ, включающий комплекс различных взаимосвязанных ощущений, приписываемых человеческим сознанием предмету, явлению, процессу. Для того чтобы некоторый предмет был воспринят, необходимо совершить в отношении его какую-либо встречную активность, направленную на его исследование, построение и уточнение образа. Для появления ощущения в этом нет необходимости.

Отдельные ощущения как бы «привязаны» к специфическим анализаторам, и достаточно бывает воздействия стимула на их рецепторы, чтобы ощущение возникло. Образ, складывающийся в результате процесса восприятия, предполагает взаимодействие, скоординированную работу сразу нескольких анализаторов. В зависимости от того, какой из них работает активнее, перерабатывает больше информации, получает наиболее значимые признаки, свидетельствующие о свойствах воспринимаемо­го объекта, различают и виды восприятия. Соответственно выделяют зрительное, слуховое, осязательное восприятие. Четыре анализа­тора - зрительный, слуховой, кожный и мышечный - чаще всего выступают как ведущие в процессе восприятия.

Восприятие, таким образом, выступает как осмысленный (включающий принятие решения) и означенный (связанный с речью) синтез разнообразных ощущений, получаемых от целостных предметов или сложных, воспринимаемых как целое явлений. Этот синтез выступает в виде образа данного предмета или явления, который складывается в ходе активного их отражения.

Психологи выделяют четыре свойства восприятия образа. Предметность, целостность, константность и категориальность (осмысленность и означенность) - это основные свойства образа, складывающиеся в процессе и результате восприятия. Предметность - это способность человека воспринимать мир не в виде набора не связанных друг с другом ощущений, а в форме отделенных друг от друга предметов, обладающих свойствами, вызывающими данные ощущения. Целостность восприятия выражается в том, что образ воспринимаемых предметов не дан в полностью готовом виде со всеми необходимыми элементами, а как бы мысленно достраивается до некоторой целостной формы на основе небольшого набора элементов. Это происходит и в том случае, если некоторые детали предмета человеком непосредственно в данный момент времени не воспринимаются. Константность определяется как способность воспринимать предметы относительно постоянными по форме, цвету и величине, ряду других параметров независимо от меняющихся физических условий восприятия. Категориальность человеческого восприятия проявляется в том, что оно носит обобщенный характер, и каждый воспринимаемый предмет мы обозначаем словом-понятием, относим к определенному классу. В соответствии с этим классом нами в воспринимаемом предмете ищутся и видятся признаки, свойственные всем предметам данного класса и выраженные в объеме и содержании этого понятия.

В житейском понимании этих явлений описанные свойства предметности, целостности, константности и категориальности восприятия с рождения человеку не присущи; они постепенно складываются в жизненном опыте.


Чаще и больше всего свойства восприятия изучались на примере зрения - ведущего органа чувств у человека. Выяснилось, что восприятие человеком осмысленных изображений происходит достаточно сложным образом. Здесь в первую очередь срабатывает механизм влияния прошлого опыта и мышления, выделяющий в воспринимаемом изображении наиболее информативные места, на основе которых, соотнеся полученную информацию с памятью, можно о нем составить целостное представление. Анализ записей движений глаз показал, что элементы плоскостных изображений, привлекающих внимание человека, содержат участки, несущие в себе наиболее интересную и полезную для воспринимающего информацию. При внимательном изучении таких элементов, на которых более всего останавливается взор в про­цессе рассматривания картин, обнаруживается, что движения глаз фактически отражают процесс человеческого мышления. В повседневной практике, и это установлено абсолютно точно, при рассматривании человеческого лица наблюдатель больше всего внимания уделяет глазам, губам и носу. Глаза и губы человека действительно являются наиболее выразительными и подвижными элементами лица, по характеру и движениям которых, мы судим о психологии человека и его состоянии. Они многое могут сказать наблюдателю о настроении человека, о его характере, отношении к окружающим людям и многом другом.

Нередко при восприятии контурных и штрихованных изображений, а также соответствующих элементов реальных предметов у человека могут возникать зрительные иллюзии. Таких иллюзий известно множество. Наличием иллюзий в сфере восприятия, которые могут быть вызваны самыми различными причинами, зависящими как от состояния воспринимающей системы, так и от особенностей орга­низации воспринимаемого материала, объясняются многие ошибки, в том числе «видения» так называемых неопознанных летающих объектов (НЛО) , о которых в последние годы немало писалось в прессе.

В восприятии величины предметов принимают участие мышцы глаз и руки (в том случае, когда с ее помощью человек ощупывает предмет) , ряда других частей тела. Чем больше сокращается или расслабляется мышца, прослеживающая предмет по его контуру или поверхности, тем большим кажется человеку и сам предмет.

Направленность движения может оцениваться по направлению перемещения отражаемого объекта на поверхности сетчатки, а также отмечаться последовательностью сокращения- расслабления определенной группы мышц глаз, головы, туловища при выполнении прослеживающих движений за объектом.

Скорость движения, оценивается по скорости перемещения изображения предмета на сетчатке, а также по быстроте сокращения мышц, участвующих в следящих движениях.

Механизм восприятия человеком времени часто связывают с так называемыми «биологическими часами» - определенной последовательностью и ритмикой биологических обменных процессов, происходящих в организме человека. В качестве наиболее вероятных кандидатов на роль биологических часов называют ритм сердечной деятельности и метаболизм (обменные процессы) тела. Последнее частично подтверждается тем, что при воздействии медикаментов, влияющих на скорость обменных процессов, восприятие времени может меняться. Например, хинин и алкоголь чаще всего замедляют субъективно воспринимаемый ход времени, а кофеин ускоряет его.

Субъективная продолжительность времени частично зависит от того, чем оно заполнено. Более короткой по времени кажется нам интересная и осмысленная деятельность. Гораздо дольше для нашего восприятия продолжается та, которая заполнена бессмысленными и неинтересными занятиями. В одном эксперименте человек провел в изоляции четыре дня, находясь в звуконепроницаемой комнате и занимаясь в это время чем хотел. Через определенные интервалы времени ему звонил экспериментатор и интересовался, который час (у самого испытуемого часов не было). Оказалось, что в течение первого дня пребывания в этих условиях, когда испытуемый еще находил для себя интересные занятия, его субъективное время шло с ускорением и убежало вперед почти на четыре часа. Затем его «внутренние часы» начали постепенно отставать и к концу четвертого дня пребывания в изоляции уже ошибались по сравнению с реальным временем примерно на сорок минут.

Существуют большие индивидуальные, в частности возрастные, различия в восприятии хода времени. Кроме того, у одного и того же человека оценки времени могут варьировать в широких пределах в зависимости от его душевного и физического состояния. При хорошем настроении время идет чуть быстрее, чем обычно, а в состоянии фрустрации или подавленности оно течет медленнее.

 


Тренинги

Тренинги (Восприятие)

Интеллектуальное упражнение "Локатор"
Процедура группового психологического тренинга. Направлена на развитие наблюдательности и зрительной памяти.


Автономная сенсорная меридиональная реакция
Феномен восприятия, заключающийся в возникновении приятных ощущений покалывания в затылке, которые потом распространяются мурашками по коже шеи и спины к конечностям; данные ощущения вызывают отдельные звуковые, зрительные, тактильные или когнитивные стимулы.
Адекватность ощущения и восприятия
Инвариантность основных свойств субъективного образа, его соответствие конвенциональному описанию объекту. Неадекватный образа отражения, как, например, в иллюзиях восприятия, рассогласован с другими формами перцептивного и когнитивного опыта индивида.
Антиципация
Понятие, означающее представление о предмете, явлении, результате действия и т.п., возникающее еще до того, как они будут реально восприняты или осуществлены. Внутренне А. выражается в способности Ц.н.с. человека предвидеть будущие, предстоящие события. Анатомо-физиологической основой А. является механизм акцептора действия, описанный известным российским физиологом П.К.Анохиным. В психологии мышления А. обозначает представление в сознании человека в схематической форме ответа на какую-либо проблему еще до того, как она будет реально решена.
Апперцепция
Свойство психики человека, выражающее зависимость восприятия предметов и явлений от предшествующего опыта данного субъекта, от общего содержания, направленности и др. личностных особенностей его психической деятельности.
Взаимоотношение целого и части в восприятии
Одна из самых интересных и характерных особенностей нашего восприятия - стройное взаимоотношение в нем целого и части.
Восприятие времени
Образное отражение таких характеристик явлений окружающей действительности, как цикличность, длительность, скорость протекания и последовательность.
Восприятие движения и времени
Восприятие движения и времени - одна из самых сложных проблем в общей и экспериментальной психологии.
Восприятие и его основные свойства
Предметность, целостность, структурность и другие свойства восприятия.
Восприятие пространства
Образное отражение пространственных характеристик окружающего мира, восприятие расстояний, формы, величины, цвета и иных особенностей предметов.
Восприятие устной речи
Построение субъективной модели осмысленного сообщения на основе процесса активного слушания: восприятие устного речевого сообщения на сенсорном уровне, вычленение сигнальных звуков в составе слова и его опознание на перцептивном уровне, установление смысла предложения и всего сообщения в целом.
Восприятие формы
Восприятие формы - одна из важнейших функций зрительного анализатора, которая позволяет оценить разные геометрические особенности воспринимаемого объекта.
Гаптическое восприятие
Форма механорецепции, сенсорная система, ответственная за построение осязательного образа. Г.в. состоит из кожного (тактильный, температурный) и кинестезического анализаторов. Существует две стадии в обследовании предмета: сначала, на ориентировочной стадии, с помощью мелких движений выделяются наиболее информативные части фигуры, затем, посредством более размашистых движений руки, строится окончательный осязательный образ.
Глобальный оперативный образ
Оперативный образ, который служат основой для выполнения всего действия и вбирает в себя признаки конечного состояния предмета действия.
Зрительное восприятие
Совокупность процессов построения зрительного образа окружающего мира.
Историчность восприятия
Восприятие это сознательный процесс, поэтому оно активно включается в процесс исторического развития сознания.
Когнитивный контур
Кажущееся очертание целостной фигуры, изображенной специальным способом в виде ее отдельных фрагментов.
Когнитивный стиль
Относительно устойчивые индивидуальные особенности познавательных процессов субъекта.
Константность восприятия
Инвариантность, относительная устойчивость воспринимаемых признаков предметов при изменении условий восприятия.
Методика зрительных предпочтений
Способ изучения особенностей восприятия новорожденными окружающего мира.
Методы патопсихологической диагностики восприятия
Исследование галлюцинаций, иллюзий, нарушения зрительного и слухового восприятия.
Модальность
Принадлежность отражаемого раздражителя к определенной сенсорной системе (зрительной, слуховой, тактильной).
Моторное поле
Освоенное субъектом пространство в процессе реализации движений.
Обнаружение
Один из основных сенсорных процессов, наряду с различением, опознанием и идентификацией, заключающийся в выделении сигнала из шумовых помех.
Образ восприятия
Отражение в субъективном плане реальных объектов и их свойств, с которыми взаимодействует деятельный субъект.
Общее представление о восприятии
Восприятие - целостное отражение предметов, ситуаций, явлений, возникающих при непосредственном воздействии физических раздражителей на рецепторные поверхности органов чувств.
Оперативная единица восприятия
Выделенный в перцептивном поле единичный предмет.
Опознание
Процесс отнесения воспринимаемого предмета к какому-либо определенному классу, за счет чего происходит построение осмысленного перцептивного образа.
Ориентировочная деятельность
Поведение, основанное на обследовании окружающих предметов с целью формирования образа окружающего пространства.
Параллакс
Субъективно воспринимаемое смещение рассматриваемого объекта при изменении угла его восприятия.
Первичные образы памяти
Образы, которые непосредственно следуют за восприятием объекта и удерживаются весьма небольшой промежуток времени, измеряемый секундами.
Персеверирующие образы
Непроизвольные образы, которые с исключительной живостью всплывают в сознании после длительного восприятия однородных предметов или явлений после такого восприятия объекта, которое оказало некоторое эмоциональное воздействие.
Подпороговое восприятие
Предметное восприятие, осуществляющееся без сознательного контроля сознания.
Предмет и фон в восприятии
Все воспринимаемые нами объекты делятся на фигуру (предмет) и фон, и это является базовой особенностью всего нашего восприятия.
Предметность восприятия
Членение единого феноменального поля на четко очерченные и обладающие устойчивостью предметы.
Природа восприятия
Природа восприятия хорошо просматривается в практической его сущности и связи с другими психическими процессами.
Свойства восприятия
Психологические особенности человека, основанные на индивидуальных особенностях восприятия.
Селективность восприятия
Свойство восприятия, характеризующееся избирательным выделением в сенсорном поле каких-либо отдельных признаков.
Синестезия
Феномен возникновения ощущения одной модальности под воздействием раздражителя другой модальности. Например человек может слышать звук, который якобы сопровождает яркую вспышку, хотя на самом деле такого звука не было.
Слух
Способность воспринимать звуки и ориентироваться по ним в окружающей среде при помощи слухового анализатора.
Сукцессивное опознание
Отнесение воспринимаемого предмета к какому-либо классу в результате развернутого анализа его признаков.
Теория сигналов и психические процессы
Значение кибернетической теории сигналов в понимании психических процессов.
Теория эталона
Концепция распознавания стимула путем сравнения вызванного им нервного образа (паттерна) с хранящейся в памяти внутренней репрезентацией (эталонным паттерном, шаблоном).
Узнавание
Психический процесс, находящийся на стыке памяти, мышления и восприятия, заключающийся в способности восприятия довольно оперативно интерпретировать образы как уже знакомые, имеющие определенные связи в памяти.
Физиологические основы восприятия
Процессы, проходящие в органах чувств, нервных волокнах и центральной нервной системе, обеспечивающие восприятие.
Цвет
Цвет - качественная субъективная характеристика электромагнитного излучения оптического диапазона, определяемая на основании возникающего физиологического зрительного ощущения и зависящая от ряда физических, физиологических и психологических факторов. Цвета различает человек и многие животные.
Целостность восприятия
Свойство восприятия, характеризующееся тем, что отдельные признаки какого-либо объекта, которые актуально не воспринимаются, все же оказываются интегрированными в целостный образ этого объекта.

См. также

Ощущения и восприятие Перцепция Психические свойства Список психических свойств Психологический словарь

А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

 


Рейтинг@Mail.ru    RSS RSS    azps@azps.ru