Восприятие часто относят к познавательным или интеллектуальным процессам. Это связано с тем, что, с одной стороны, восприятие - отдельный психический процесс, и как отдельный психический процесс имеет свои характерные особенности. С другой стороны, основная задача восприятия - оперативная и качественная обработка поступающей информации.
Восприятие связывает ощущения и сознание человека. На входе восприятие получает "грубую" необработанную картину окружающей ситуации от разных органов чувств. На выходе отдает целостный образ-модель ситуации, которая включает в себя структуры-образы окружающих объектов, а не множество непонятных пикселей и звуковых волн. До сих пор люди в рамках создания программ и устройств искусственного интеллекта не смогли и приблизительно смоделировать собственное восприятие.
Содержание ощущений не выходит за пределы элементарных форм отражения. Суть ощущений состоит именно в отражении и некоторой задержке во времени отдельных свойств объектов и явлений окружающего нас мира. Однако то, что хорошо для фотоаппарата или диктофона, не является достаточным для человека. Человек, хотя фактически и живет в мире световых или цветовых пятен, звуков и прикосновений, он живет в мире сложных вещей, предметов и форм, в мире сложных ситуаций. Чтобы жить и выживать, надо не только отражать окружающее (и само по себе это ничем не поможет), необходимо приспосабливаться, искать, бороться. Для всего этого нужна глубокая проработка, понимание окружающих объектов.
В восприятии происходит синтез отдельных ощущений в сложные комплексные системы. Этот синтез может протекать как в пределах одной модальности (например, когда мы смотрим кинокартину, происходит объединение отдельных зрительных ощущений в целые образы), так и в комплексе нескольких модальностей (воспринимая апельсин, мы фактически объединяем зрительные, осязательные, вкусовые ощущения, присоединяя к ним и наши знания о нем).
В результате такого синтеза изолированные ощущения превращаются в целостное восприятие, переходят от отражения отдельных признаков к отражению целых предметов или ситуаций. Основным отличием восприятия от ощущения, таким образом, является предметность отражения. Восприятие помогает нам искать в окружающем пространстве объекты - самостоятельные сущности. Эти сущности могут принести пользу (например тот же апельсин), вред (например волк) или быть нейтральными (например далекие горы).
Восприятие целиком основывается на ощущениях, но на его работу оказывают влияние другие психические процессы, например сознание, внимание, мышление. Любой перцептивный образ включает в себя целый ряд ощущений, так как любой предмет или явление обладают многими и различными свойствами, каждое из которых способно независимо от других свойств вызвать ощущение. Однако восприятие совсем не является лишь простым суммированием отдельных ощущений. Помимо ощущений в процессе восприятия задействован предыдущий опыт, процессы осмысления того, что воспринимается, т.е. в процесс восприятия включаются психические процессы еще более высокого уровня, такие как память и мышление.
Самый сложный вопрос для психологии восприятия - как происходит распознавание образов? На этот счет существует целый ряд различных теорий. Как правило, мы опознаем окружающие нас предметы и события легко и быстро. Поэтому может создаться впечатление, что связанные с распознаванием операции просты и непосредственны. Однако быстро для психики - совсем не значит, что просто. В восприятии и распознании задействовано огромное количество нейронов и связей между ними.
Психофизиологические исследования показывают, что восприятие является очень сложным процессом, требующим значительной аналитико-синтетической работы. Интересно, что в процесс восприятия всегда включены и двигательные компоненты тоже: ощупывание предметов и движение глаз при восприятии конкретных предметов, пропевание или проговаривание (в том числе про себя) соответствующих звуков при восприятии речи. Поэтому восприятие правильнее всего обозначать как воспринимающую (перцептивную) деятельность субъекта. Результатом этой деятельности является целостное представление о предметах, с которым мы сталкиваемся в реальной жизни, и их связях между собой.
Целостное отражение предмета требует выделения из всего комплекса воздействующих признаков (цвет, форма, вес, вкус и т. д.) основных ключевых признаков с одновременным отвлечением (абстракцией) от несущественных, второстепенных. Уже на этом этапе в работе восприятия активное участие принимает мышление, которое помогает строить сложные выводы.
Когда объединяются между собой существенные признаки объекта, требуется сопоставить их с прежними знаниями о похожих объектах. На этом этапе активно включается в деятельность восприятия память. Узнавание (соотнесение с шаблонами-категориями) знакомых объектов происходит быстро (в доли секунды), незнакомых - долго. Однако, что интересно и характерно, поскольку при толковании необычных объектов перебираются в уме, берутся в расчет многочисленные его особенности, происходит как бы более полное, глубокое, всестороннее восприятие объекта. Увидев краем глаза стоящий стул, мы запоминаем, что видели очередной стул. Если нас потом спросить про особенности этого стула, мы, весьма вероятно, затруднимся даже назвать цвет этого стула. Однако если заметим стоящую во дворе летающую тарелку, то запомним ее во множестве самых мелких деталей. И таким образом, кстати, в нашей памяти появится новый шаблон-категория "Летающая тарелка".
Полное восприятие предметов возникает как результат сложной аналитико-синтетической работы, при которой выделяются одни, существенные, признаки, тормозятся другие, несущественные, и воспринимаемые признаки объединяются в одно осмысленное целое. Поэтому скорость узнавания или отражения объекта реального мира во многом определяется тем, насколько восприятие активно.
Огромную роль в отдельном процессе восприятия играет:
- наше желание воспринимать тот или иной объект,
- сознание необходимости или обязанности воспринять этот объект,
- волевые усилия, направленные на обеспечение лучшего восприятия,
- настойчивость в восприятии,
- степень необычности наблюдаемых объектов или явлений.
Значительную роль в работе восприятия имеет сознание. Сознание - основной потребитель работы восприятия, сознание и организует его. С помощью сознания волевыми усилиями можно активизировать деятельность восприятия. Сознание может сделать восприятие своего рода ведущим на данный момент психическим процессом. Это требуется для тех случаев, когда надо в короткий промежуток времени найти что-то или запечатлеть в памяти. Например, у посетителя картинной галереи может стоять подобная задача. Восприятию может отводиться и подчиненная роль. В основном это происходит во время активной работы наглядного мышления.