Непосредственное восприятие действительности вырастает на основе опосредования его всей прошлой общественной практикой, в процессе которой переделывается и чувственность человека. Порождая новые формы предметного бытия, историческое развитие общественной практики порождает и новые формы предметного сознания.
Если бы человек не был общественным существом, чувства у него были бы иными. Лишь благодаря предметно развернутому богатству человеческого существа развивается и где-то впервые порождается богатство субъективной человеческой чувственности: восприятие музыкальной и визуальной эстетики.
С. Л. Рубинштейн говорит о том, что существует не только пять внешних чувств, но еще и так называемые духовные чувства. Человеческое чувство, человечность чувств возникают лишь благодаря наличию соответствующего предмета, благодаря очеловеченной природе. Образование пяти внешних чувств - это работа всей предшествующей всемирной истории.
Человеческое восприятие развивается в значительной мере благодаря развитию речи и музыки. По аналогии можно сказать, что геометрия и изобразительные искусства в известной мере определяют человеческое зрение. В процессе развития современной живописи развивалось современное понимание и восприятие перспективы. Развитие техники рисования перестраивает зрительное восприятие человека. В него включается "наивная физика", недоступная восприятию обезьяны или первобытного человека.
Восприятие того или иного объекта или явления фактически является включением воспринятого объекта в организованную систему представлений, в определенную систему понятий. Эта система понятий, запечатлевшаяся в речи, представляет собой продукт общественно-исторического развития. Человеческое восприятие является обусловленной всем предшествующим историческим развитием человечества общественной формой познания. Мы воспринимаем мир сквозь призму общественного сознания. Итог всей общественной практики человечества направляет и формирует наше восприятие.