Внимание

Внимание - Психический процесс, обеспечивающий концентрацию сознания на тех или иных реальных или идеальных объектах.

Феномен внимания появился у животных в процессе эволюции как настороженность, бдительность, готовность к действию по первому сигналу, мобилизованность на восприятие этого сигнала в интересах действия, как временная заторможенность, которая служит для подготовки к действию.

Развитие внимания на протяжении эволюции тесно связано с развитием тонической рефлекторной иннервации. Тоническая иннервация обеспечивает способность быстро переходить в состояние активного покоя, необходимого для внимательного наблюдения за объектом (животное замирает, прислушиваясь или приглядываясь).

По мере развития человека разумного внимание начинает выражаться в заторможенности посторонней внешней деятельности и сосредоточенности на созерцании объекта, углубленности и собранности на предмете размышления.

Все познавательные (когнитивные) процессы, например восприятие или мышление, направлены на тот или иной объект, который в них отражается: мы воспринимаем что - то, думаем о чем - то, что - то себе представляем или воображаем. Внимание - это сквозной процесс, обеспечивающий переключение с одного такого объекта на другой.

Поэтому в каждом из изученных нами до сих пор процессов всегда имеется какое - то отношение личности к миру, субъекта к объекту, сознания к предмету.

Управляющим для внимания является отношение личности к миру, субъекта деятельности к самой деятельности и к объекту деятельности, сознания - к предметам, с помощью которых оно отражает и регулирует действительность.

Внимание, в отличие от других процессов, не имеет собственного содержания, оно проявляется внутри восприятия, мышления, представления, речи и других психических процессов.

Внимание как свойство субъекта деятельности - это в первую очередь динамическая характеристика протекания познавательной деятельности: оно выражает преимущественную связь психической деятельности с определенным объектом, на котором она как в фокусе сосредоточена. Внимание - это избирательная направленность на тот или иной объект и сосредоточенность на нем, углубленность в направленную на объект познавательную деятельность. Изменение отношения субъекта к объекту выражается во внимании - в изменении образа этого объекта, в его данности сознания: он становится более ясным и отчетливым, как бы более выпуклым. Изменения в процессе внимания выражаются в изменениях ясности и отчетливости содержания, на котором сосредоточена познавательная деятельность.

Поскольку внимание выражает взаимоотношение сознания или психической деятельности индивида и объекта, в нем наблюдается и известная двусторонность: с одной стороны, внимание направляется на объект, с другой - объект привлекает внимание. Именно это обстоятельство и позволяет ввести понятия произвольного и непроизвольного внимания.

Причины повышенного внимания к объекту кроются не только в субъекте, но и в объекте, при определенных обстоятельствах - прежде всего в нем, в его свойствах и качествах. Точнее, они в объекте, взятом в его отношении к субъекту, и в субъекте, взятом в его отношении к объекту.

Внимание - это внутренняя деятельность под покровом внешнего покоя. Если выражением внимания, направленного на подвижный внешний объект, связанным с действием, является устремленный во вне взгляд, зорко следящий за объектом и перемещающийся вслед за ним, то при внимании, связанном с внутренней деятельностью, внешним выражением внимания служит неподвижный, устремленный в одну точку, не замечающий ничего постороннего взор человека.

Внимание - это динамическая связь сознания с объектом, более или менее тесная, цепкая; в действии, в деятельности она и крепится. Лишь совершая мысленно какую - нибудь деятельность, направленную на объект, можно поддержать сосредоточенность на нем своего внимания.

К.С. Станиславский писал: "Внимание к объекту вызывает естественную потребность что-то сделать с ним. Действие же еще больше сосредоточивает внимание на объекте. Таким образом, внимание, сливаясь с действием и взаимопереплетаясь, создает крепкую связь с объектом".

Литература

С. Л. Рубинштейн. Основы общей психологии. СПб., 1998.

 


Тесты

Тесты (Внимание)

Методика "Запутанные линии"
Методика предназначена для оценки концентрации внимания у детей. Используется в батарее с другими тестами на внимание.
Методика "Проставь значки"
Тестовое задание в этой методике предназначено для оценки переключения и распределения внимания ребенка.
Психодиагностическая методика "Красно-черно-синие таблицы"
Методика предназначена для определения уровня развития внимания. Также "Красно-черно-синие таблицы" могут использоваться для оценки кратковременной памяти.
Тесты на внимание
Краткий обзор используемых тестов на внимание и методов, заложенных в них.

Тренинги

Тренинги (Внимание)

Коммуникативное упражнение "Уникальные слова"
Процедура группового коммуникативного тренинга. Направлена на развитие активного словарного запаса, внимания, выразительности речи.
Мнемоническое упражнение "Вокруг меня покой и тишина"
Упражнение поможет развить внимание, память.
Упражнение разминки "Внимательные слушатели"
Если в процессе группового психологического тренинга участники начинают проявлять рассеянность, невнимательны к словам ведущего и других участников, можно провести упражнение на повышение концентрации внимания.


Виды внимания
Психические процессы могут иметь непроизвольную (не зависящую от воли) направленность. В этих случаях они организованы в форме непроизвольного (непреднамеренного) внимания. Так, резкий, неожиданный сигнал вызывает внимание помимо нашей воли.
Внимание как условие сознательной деятельности
Внимание не представляет самостоятельного психического процесса, так как не может проявляться вне других процессов.
Внимание, его диагностика и развитие
Психологические особенности диагностики и развития внимания.
Концентрация внимания
Одно из важных свойств внимания, способность некоторый промежуток времени обращать своё сознание на определённые внешний стимул, подавляя влияние иных стимулов.
Общие вопросы развития внимания
Развитие произвольности внимания, а также отдельных характеристик внимания.
Определение внимания
Способность человека сконцентрировать свои «познавательные процессы» да одном объекте с целью его изучения (познания).
Основные виды внимания
Принято выделять несколько основных видов внимания: непроизвольное, произвольное и послепроизвольное.
Основные свойства внимания
Объем, распределение, сосредоточенность и др.
Основные характеристики свойств внимания
Внимание - самостоятельный психический процесс, и поэтому у него есть ряд собственных свойств.
Понятие внимания
Внимание - психический процесс, основная задача которого - оградить сознание от лишней информации, сосредоточившись на актуальной, полезной и интересной.
Произвольное внимание
Внимание, которое произвольно, то есть в сопровождении некоторых волевых усилий, направляется на объект.
Рассеянность
Функциональное или органическое нарушение способности к сосредоточенной, целенаправленной деятельности. Для рассеянности характерно не только нарушение внимания (его объема, переключения, распределения, концентрации) как когнитивного процесса, но и расстройство деятельности - ослабление ориентировочного и контролирующего компонентов.
Свойства внимания
Направленность, объем, распределенность, сосредоточенность, интенсивность, устойчивость и переключаемость.
Слуховое внимание
Внимание, представленное в слуховой модальности.
Физиологическая основа внимания
Физологическая основа внимания это те механизмы, с помощью которых мы направляем внимание на интересующие нас предметы.
Физиологические основы внимания
Очаги возбуждения коры головного мозга, работа ретикулярной формации.

См. также

Психические процессы Психические свойства Психологический словарь

А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

 


Рейтинг@Mail.ru    RSS RSS    azps@azps.ru