Вариант 2: «Вы должны просматривать эти буквы строчка за строчкой, слева на право и вычеркивать все буквы «К» и «Р». вычеркивать нужно ставя вертикальные черточки. иногда я сам буду ставить на Вашем бланке черточки - это будет отметка времени, на это Вы не должны обращать внимания. Старайтесь просматривать строчки и вычеркивать буквы как можно быстрее, но самое главное в этом задании - работать без ошибок, внимательно, ни одной буквы «К» или «Р» не пропустить и не одной лишней не вычеркнуть».
Рассчитать:
1. Продуктивность внимания (количество просмотренных букв за 5 мин.);
2. Точность выполнения:
А = å / (å + 0)
Где å - количество правильно вычеркнутых букв; О - количество ошибок.
Если испытуемый не допускает ни одной ошибки, этот показатель равен единице, при наличии ошибок он всегда ниже единицы.
Е = S * A
Здесь Е - показатель продуктивности, S - число всех просмотренных знаков, А - показатель точности. Он характеризует не только чистую производительность - правильно воспринятые знаки из числа просмотренных, но и имеет некоторое прожективное значение. Например, если испытуемый в течение 5 минут посмотрел 1500 знаков и из них правильно оценил 1350, то с определенной вероятностью можно предсказать его продуктивность в течение более длительного времени.
3. Успешность работы оценивается как
А = В + С
Здесь В - количество посмотренных знаков, С - показатель точности, который рассчитывается по формуле С = (n*100)/m
Где n - общее количество букв, m - количество вычеркнутых букв.
Количество знаков |
В |
Точность в % |
С |
Меньше 1560 |
4 |
Меньше 81,9 |
1 |
1560-1720 |
5 |
81,9-83,0 |
2 |
1720-1880 |
6 |
83,0-84,1 |
3 |
1880-2040 |
7 |
84,1-85,1 |
4 |
2040-2200 |
8 |
85,1-86,2 |
5 |
2200-2360 |
9 |
86,2-87,3 |
6 |
2360-2520 |
10 |
87,3-88,4 |
7 |
2520-2680 |
11 |
88,4-89,5 |
8 |
2680-2840 |
12 |
89,5-90,6 |
9 |
2840-3000 |
13 |
90,6-91,6 |
10 |
3000-3160 |
14 |
91,6-92,7 |
11 |
3160-3320 |
15 |
92,7-93,8 |
12 |
3320-3480 |
16 |
93,8-94,9 |
13 |
3480-3640 |
17 |
94,9-96,0 |
14 |
3640-3800 |
18 |
96,0-97,0 |
15 |
3800-3960 |
19 |
97,0-98,1 |
16 |
3960-4120 |
20 |
98,1-99,2 |
17 |
4120-4280 |
21 |
Больше 99,2 |
18 |
4280-4440 |
22 |
|
|
4440-4600 |
23 |
|
|
4600-4720 |
24 |
|
|
4720-4920 |
25 |
|
|
1. Продуктивность внимания (количество просмотренных колец за 5 мин.).
2. Точность выполнения:
А = å / (å + 0).
Здесь å - количество правильно вычеркнутых колец; 0 - количество ошибок.
Если испытуемый не допускает ни одной ошибки, этот показатель равен единице, при наличии ошибок он всегда ниже единицы.
Е = S * A
Здесь Е - показатель продуктивности, S - число всех просмотренных знаков, А - показатель точности. Он характеризует не только чистую производительность - правильно воспринятые знаки из числа просмотренных, но и имеет некоторое прожективное значение. Например если испытуемый в течение 5 минут посмотрел 1500 знаков и из них правильно оценил 1350, то с определенной вероятностью можно предсказать его продуктивность в течение более длительного времени.
3. Успешность работы оценивается как
А = В + С
Здесь В - количество просмотренных знаков, С - показатель точности, который рассчитывается по формуле С = (n x 100) / m, где n - общее количество колец, - количество вычеркнутых колец.
Часть А. Написать числа от 1 до 20, одновременно считая вслух от 20 до 1. Если он сразу начинает сбиваться - у него слабое распределение внимания.
Часть Б. Считать вслух от 1 до 31, но испытуемый не должен называть числа, включающие тройку или кратные трем. Вместо этих чисел он должен говорить: «Не собьюсь». Например: «Один, два, не собьюсь, четыре, пять, не собьюсь...»
Принято считать, что: хорошее распределение внимания соответствует количеству ошибок от 0 до 4. Среднее: от 5 до 7. Ниже среднего: от 8 до 10. Плохое: от 11 до 12.
Образец правильного счета: 1, 2, -, 4, 5, -, 7, 8, -, 10, 11, -, -, 14, -, 16, 17, -, 19, 20, -, 22, -, -, 25, 26, -, 28, 29, -, - (черта замещает числа, которые нельзя произносить).
1-й способ: нужно сложить два числа (верхнее и нижнее), к полученной сумме прибавить единицу и результат записать рядом с верхним числом справа, а предыдущее верхнее число подписать внизу. Полученную пару снова сложить аналогичным способом и т.д. если сумма выражена двузначной цифрой, то записывается только цифра, обозначающая единицы, а цифру, обозначающую десятки, отбрасывают (если сумма равна 12, то записывается 2). Например:
1 4 6 1 8 0 9 0 0 1.
2 1 4 6 1 8 0 9 0 0 и др.
2-й способ: вначале осуществить сложение верхнего и нижнего чисел, как и в 1 способе, но от суммы вычесть единицу и результат записать рядом с нижним числом первой пары, а нижнее число первой пары переносят вверх.
Например:
1 2 2 3 4 6 9 4 2 5
2 2 3 4 6 9 4 2 5 6 и т.д.
В подготовительной части испытуемый складывает два числа по 1 способу (5 мин), затем сложение по 2 способу (5 мин). После этого высчитывается среднее количество произведенных счетных операций в минуту.
В основной части эксперимента он по сигналу начинает складывать предложенные пары цифр 1 способом. Через минуту дается сигнал «Время» и испытуемый, поставив вертикальную черту, должен начать складывать числа по 2 способу с той пары цифр, на которой его застал сигнал. Так он работает в течение 10 мин, через каждую минуту переходя от одного способа сложения к другому. За это время он производит 9 переключений.
2. Вычислить степень переключаемости. Для этого требуется разделить среднее количество счетных операций на 1 мин в условиях переключения на среднее количество счетных операций в минуту, которое испытуемый выполнил без переключения. Чем ниже степень преключаемости у данного ребенка, тем хуже у него результат умственной деятельности на уроках при частом переключении внимания.
Подсчитать количество ошибок:
0 - 2 ошибки свидетельствует о высоком уровне внимания;
3 - 4 ошибки - о среднем;
5 и более - о низком.
Старые лебеди склонили пред ним горые шеи. Зимой в саду расцвели яблони. Взрослые и дети толпились на берегу. Внизу над ними расстилалась ледяная пустыня. В ответ я киваю ему рукой. Солнце доходило до верхушек деревьев и тряталось за ним. Сорняки шипучи и плодовиты. Настоле лежала карта нашего города. Самолет сюда, чтобы помочь людям. Скоро удалось мне на машине.
Счет по Крепелину
Данный тест предназначен для исследования волевых усилий, упражняемости и утомляемости испытуемых. Можно использовать для изучения психического темпа, колебаний внимания, переключаемости.Испытуемому предлагают складывать числа, напечатанные одно под другим, и записывать результат, отбрасывая десяток. Так, например, если в ряду встречается 12, то нужно снизу подписать 2, а не всю сумму. Можно предложить записывать испытуемому всю сумму полностью. Затем испытуемого предупреждают о том, что он должен решать примеры в строчке до тех пор, пока экспериментатор не скажет «Стоп» /обычно через 15 сек после начала/. После этого он должен начать следующую строчку. Испытуемому объясняют также, что он должен работать быстро и без ошибок.
Отмечая, сколько сложений выполнил испытуемый за каждые 15 с правильно и сколько допустил ошибок, можно построить график его работоспособности. Это можно сделать путем очеркивания по строкам количества сложенных пар, и получается кривая утомляемости.
Кривые утомляемости:
- гиперстенический - начало выполнения задания в быстром темпе и очень рано проявляется истощаемость; в последующем эпизодически отмечается кратковременное улучшение показателей, но, в целом, обычно не достигая первоначального уровня;
- гипостенический - отмечается постепенное увеличение времени и постепенная истощаемость, которая увеличивается без резких колебаний.
Самый низкий результат сложенных пар отмечается к концу задания. Чем больше пиков, тем больше напряжение воли, внимания.
Коэффициент работоспособности рассчитывается по формуле:
Краб = S2 / S1
Здесь S2 - сумма правильно выполненных сложений последних четырех строк, S1 - сумма правильно выполненных сложений первых четырех строк.
Если Краб приближается к единице, то это означает, что утомления практически не происходит.
Если существует большая разница в выполнении строк - это свидетельствует о трудновключаемости. Увеличение ошибок к концу работы - утомляемость. Если ошибки не нарастают, а колеблются - колебания внимания. Если к концу ошибки вообще исчезают, то это принцип научения и хорошей врабатываемости.
Отсчет по Блейхеру
Тест заключается в отсчете от 100 до 0. Каждый раз от числа надо отнимать не 1, а 3, 7 или 13. Испытуемый должен считать про себя, а вслух называть полученное при очередном вычитании число. В промежутках между называнием испытуемым чисел психолог равномерно ставит точки (для приблизительного хронометража), можно однако фиксировать длительность пауз и секундомером.При наличии повышенной истощаемости длительность пауз в конце, несмотря на то, что задание становится более легким, увеличивается.
Возможны два варианта ошибок:
- ошибки в единицах и, главным образом, при переходе через десяток - это свидетельствует о некоторой интеллектуальной недостаточности;
- ошибки в десятках - характерен, главным образом для испытуемых с неустойчивым вниманием.
При выраженном слабоумии с недостаточностью критики отсчитывании ведется вопреки инструкции - вместо 7 отнимается 10 и т.д. причем эти ошибки не всегда удается коррегировать.
Таблицы Шульте
Используются для исследования психического темпа, скорости ориентировочно-поисковых движений взора, для исследования объема внимания к зрительным раздражителям.Инструкция
«Нужно показывать и называть вслух все числа по порядку от 1 до 25. Постарайтесь делать это как можно скорее и без ошибок».Обработка результатов
Анализ результатов проводится по счету цифр /30-40 с/ внутри одной таблицы /задержки, ошибки, темп/ и по времени, потраченном на каждую таблицу. В норме на все таблицы обычно затрачивается одинаковое время. Неравномерность психической деятельности видна, когда испытуемый неожиданно останавливается и не может найти следующую цифру /чаще при сосудистой психоорганике/.При выполнении задания можно проследить:
- характер выполнения (азартность, формализм, педантичность);
- эмоциональная сфера (апатичность, холодность, неадекватность, самодовольство, вспыльчивость, плаксивость, потеря чувства дистанции);
- речь (усиление или ослабление громкости речи, демонстративный шепот, молчание, оханье, стоны).
Таблица перевода оценок времени в двадцатибалльную шкалу (норма 15-17):
Время |
Т |
Время |
Т |
Меньше 113 |
20 |
213-223 |
9 |
113-123 |
19 |
223-233 |
8 |
13-133 |
18 |
233-243 |
7 |
133-143 |
17 |
243-453 |
6 |
143-153 |
16 |
253-263 |
5 |
153-163 |
15 |
263-273 |
4 |
163-173 |
14 |
273-283 |
3 |
173-183 |
13 |
283-293 |
2 |
183-193 |
12 |
293-303 |
1 |
193-203 |
11 |
303-314 |
0 |
203-213 |
10 |
|
|
а) систематический (последовательно просматриваются все числа);
б) оптимальный (сознательно организованный и упорядоченный в соответствии с предлагаемой последовательностью расположения искомых чисел);
в) хаотичный (испытуемый наугад смотрит в разные зоны фонового материала).
Среднее время нормы поиска 10 чисел - 190-211 сек. Исследования нормы показывают, что успешность женщин выше, чем у мужчин, с возрастом в обеих группах успешность падает. Показатель успешности коррелирует с показателем интеллекта в целом и уровнем академического обучения.
Ключ по столбцам:
1 столбец - нет,
2 столбец - 5 цифра,
3 столбец - нет,
4 столбец - 3 цифра,
5 столбец - 1 цифра,
6 столбец - 7 цифра,
7 столбец - 4 цифра,
8 столбец - 9 и 10 цифры,
9 столбец - 2 цифра,
10 столбец - 6 и 8 цифры.
Время работы с бланком в норме - 90 секунд.
Рассчитывается коэффициент продуктивности:
П = Nпр / Т
Здесь Nпр - количество правильно переписанных чисел, Т - время.
Можно использовать модификацию данной методики. В этом случае в чистом бланке надо расставить приведенные числа в образце в последовательности возрастания.
Ключ 1-й таблицы: 3 4 9 12 19 22 24 31 34 38 42 46 47 52 53 60 67 68 72 86 87 89 91 94 96
Ключ 2-й таблицы: 5 8 11 13 19 25 28 31 34 36 42 44 54 58 63 65 66 72 75 78 82 84 94 96 99
Модификацией теста Риссу является проба переплетенных линий Рея.
- преобладает ли установка на скорость или установка на точность работы,
- трудно ли сосредоточить внимание на прослеживании линий, появляется ли желании помочь себе каким-нибудь путем или выполняет задание без труда,
- при устном опросе необходимо установить: что в данном задании было трудным, боялся ли сделать ошибки, как он относится к своим ошибках.
При определении количественных показателей учитывается время, затраченное испытуемым на нахождение линий. Можно фиксировать время , за которое исследуемый находит окончания пяти линий по порядку (с 1 по 5, с 6 по 10 и т.д.) это дает возможность судить о влиянии упражняемости или утомляемости на выполнение задания.
Ошибки в нумеровании линий и медленное выполнение задания свидетельствуют о низкой способности к устойчивой концентрации внимания при прослеживании линий. Об устойчивости /истощаемости/ концентрированного внимания можно судить по снижению темпа выполнения задания от начала к его концу.
Время, затрачиваемое на выполнение задания: 3 мин. 30 сек. означает отличный результат, 6-7 мин. - средний, от 13 мин и выше - плохой.
В норме количество ошибок колеблется от 0 до 7.
Ниже приводится перевод сырых баллов в процентили по этому тесту.
Процентили |
Возраст |
||||||||||
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
Взрослые, студенты |
|||
10 |
32 |
24 |
14 |
12 |
10 |
8 |
6 |
8 |
6 |
||
25 |
24 |
16 |
12 |
10 |
8 |
8 |
6 |
6 |
6 |
||
50 |
16 |
12 |
10 |
8 |
8 |
6 |
6 |
6 |
4 |
||
75 |
14 |
10 |
8 |
6 |
6 |
6 |
4 |
4 |
4 |
||
90 |
10 |
8 |
6 |
6 |
6 |
4 |
4 |
4 |
4 |
||
Количество ошибок в 16 кривых | |||||||||||
10 |
13 |
9 |
8 |
5 |
3 |
3 |
2 |
2 |
2 |
||
25 |
10 |
7 |
4 |
3 |
2 |
2 |
1 |
1 |
0 |
||
50 |
5 |
5 |
2 |
2 |
1 |
1 |
1 |
1 |
0 |
||
75 |
4 |
2 |
1 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
||
90 |
1 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
||
Время выполнения одной карточки не должно превышать 1 мминуты.
Показатели теста Кюсси вычисляются по скорости и степени точности выполнения каждого задания. При решении задачи возможны ошибки двух видов:
1) элементы ошибочно включены в искомую фигуру;
2) пропущены элементы, которые испытуемый должен был включить в искомую фигуру.
Точность выполнения задания - В - вычисляется по формуле успешности, которая часто используется в исследованиях по восприятию:
В = (С - W) / (С + О) x S
Здесь С - общее количество всех отмеченных испытуемым элементов, W - количество неправильно отмеченных элементов, О - количество пропущенных элементов, которые следовало отметить, S - количество всех элементов в карточке.
Вводится еще показатель скорости (время, затрачиваемое на выполнение). Оба показателя (точности и скорости) можно перевести в единую десятибалльную шкалу со средним показателем 5. После шкалирования получаем показатели В (точности) и Т (скорости), а общая успешность по всей методике будет А = В + Т.
Помимо показателя общей успешности А в этой методике сконструирован еще структурный показатель S , который дает представление за счет чего - скорости или точности - испытуемый достигает успеха: S = В/Т. При анализе экспериментального материала сразу ясно, что испытуемый относится к «скоростному типу», если S < 1, и к «точностному типу» если S > 1.
Кроме этих основных показателей, в данной методике есть еще мотивационный показатель, который получен благодаря включению в методику времени работы над ней, которое показывает степень заинтересованности испытуемого в решении заданий.
Поскольку методика используется при изучении влияния стресса на психику, можно использовать ее до стресса (например, экзамена) и после стресса и сравнить сдвиг показателя А.