Методика часто используется в патопсихологических исследованиях в составе батареи методик для изучения мышления, интеллекта.
Применяется индивидуально.
Испытуемому предлагается проанализировать отрывок текста.
Он должен произвести анализ и рассказать, как он понял этот текст, какие в нем основные мысли отражены.
Прочитайте, пожалуйста, внимательно следующий отрывок текста. Какие основные мысли в нем изложены?
Существуют различные взгляды на ценность жизни. Одни считают ее благом, другие - злом. Было бы правильнее держаться середины, потому что, с одной стороны, жизнь приносит нам меньше счастья, чем мы желали бы сами себе, с другой стороны, - ниспосылаемые нам несчастья всегда меньше того несчастья, которого нам желают в душе другие люди. Вот это-то равновесие и делает жизнь вполне выносимый, вернее, до известной степени справедливой.
Производится качественный анализ:- насколько испытуемый справился с условиями задачи (выявить основные мысли)?
- насколько он отвлекался в своих рассуждениях?
- придавал ли он значение второстепенным обстоятельствам текста?
Как правило, для более-менее опытного исследователя расстройства рассуждения сразу будут налицо. Например, испытуемый будет резонерствовать по поводу того, что же на самом деле есть благо, а что зло, или разглагольствовать о душе, но при этом основные мысли текста так и не будут им оглашены. Возможно то, что после многоразового прочтения и длительного размышления испытуемый так и не поймёт сути текста (что будет свидетельствовать в пользу органического поражения головного мозга). Возможны и другие отклонения, но главное, на что обращает внимание исследователь: насколько мышление целенаправленно и продуктивно.
1. Диагностическая методика "Проблема Эверье" [Электронный ресурс] // А. Я. Психология (azps.ru) : [web-сайт]. 8.09.2015. - Режим доступа: https://azps.ru/tests/intelligence/problema_everye.html (8.09.2015).