Внимание - сосредоточенность и направленность психической деятельности на определенный объект. Различают внимание непроизвольное (пассивное) и произвольное (активное) , когда выбор объекта внимания производится сознательно, преднамеренно. Характеристики внимания: устойчивость, объем (количество объектов, которое может быть воспринято и запечатлено человеком в относительно короткий момент времени) , распределенность (способность одновременно удерживать в поле сознания объекты различных деятельностей) , возможность переключения.
Внимание можно определить как психофизиологический процесс, состояние, характеризующее динамические особенности познавательной деятельности. Это процесс сознательного или бессознательного отбора одной информации, поступающей через органы чувств, и игнорирования другой.
- устойчивость (способность в течении длительного времени сохранять состояние внимания на каком - либо объекте),
- сосредоточенность (способность сконцентрировать свое внимание на одном объекте при этом отвлечении от других),
- переключаемость (перевод с одного объекта на другой, с одного вида деятельности на иной),
- распределение (способность рассредоточить внимание на значительном пространстве, параллельно выполняя несколько видов деятельности),
- объем (размер информации которую человек способен сохранять в сфере повышенного внимания).
Внимание у человека формируется с рождения, и в процессе формирования его происходит взаимосвязанное развитие памяти, речи и т.д.
2. Конец первого года жизни - возникновение ориентировочно - исследовательской деятельности как средства будущего развития произвольного внимания.
3. Начало второго года жизни - зачатки произвольного внимания под влиянием речевых инструкция взрослого.
4. Второй - третий год жизни - развитие произвольного внимания.
5. Четыре с половиной - пять лет - направление внимания на сложные инструкции взрослого.
6. Пять - шесть лет - возникновение элементарной формы произвольного внимания под влиянием самоинструкций.
7. Школьный возраст - развитие и совершенствование произвольного внимания.