Начиная с третьего месяца ребенок все больше интересуется объектами, тесно связанными с его жизнью. В пять-семь месяцев ребенок уже в состоянии достаточно долго рассматривать какой-нибудь предмет, исследовать его: ощупывать, брать в рот и т.д. Действие внимания видно в том, что ребенок именно довольно длительное время изучает объект, не переключаясь на иное. Если бы внимания вообще не было, ребенок бы постоянно хаотично болтал головой из стороны в сторону, ни на чем не останавливая взгляд.
Считается, что зачатки произвольного внимания обычно начинают проявляться к концу первого - началу второго года жизни. В это время, пусть еще на примитивном уровне, но начинает проявляться, формироваться сознание. В общем-то, можно утверждать, что произвольное внимание появляется именно тогда, когда у ребенка появляется смутное еще представление о собственном внимании. Постепенно он начинает понимать, что он видит только то, на что смотрит, что для того, чтобы чего-то добиться, надо проявить свое внимание. Например, ребенок может заметить место, в которое мама спрятала от него конфеты. В следующий раз он будет более внимателен к конфетам и маминым действиям с ними. Пусть ребенок и не знает такого слова "внимание", но он уже начинает в уме строить цепочки действий, включающих в себя "проявить внимание".
Постепенно у ребенка формируется чувство долга. Он начинает понимать, что есть вещи, которые он должен делать. К числу таких действий может принадлежать и внимание. Например, от ребенка может потребоваться обращать внимание на то, чтобы крошки от еды не падали на пол.
Большое значение для развития произвольности внимания имеет игра. В ней ребенок учится координировать свои движения сообразно задачам игры и направлять свои действия в соответствии с ее правилами и условностями.
Параллельно с произвольным вниманием на основе чувственного опыта ребенка развивается и непроизвольное внимание. Развитие непроизвольного внимания происходит в первую очередь за счет развития и усложнения модели мира: знакомство со все большим количеством предметов и явлений, постепенное формирование умения разбираться в простейших отношениях, постоянные беседы с родителями, прогулки с ними, игры, в которых дети подражают взрослым, манипулирование игрушками и другими предметами - все это обогащает опыт ребенка, а вместе с тем развивает его интересы и внимание.
Основные усилия родителей и педагогических работников по развитию внимания у дошкольника должны быть направлены на развитие именно произвольности внимания. Для этого многого не надо, но все же необходимо:
- быть достаточно последовательным в вопросах воспитания,
- следить за тем, чтобы ребенка не окружал хаос,
- быть в меру требовательным, давать мелкие поручения,
- помогать ребенку проявлять требовательность к самому себе,
- поддерживать конструктивные интересы ребенка,
- разнообразить кругозор ребенка,
- давать возможность играть в разные игры.
Произвольность внимания можно развивать в разном возрасте. Но все же именно дошкольные годы имеют основное здесь значение. Низкая произвольность внимания у взрослого человека проявляется в его отвлекаемости, неспособности сосредоточиться на важном. Ему по своей инфантильной привычке хочется наблюдать приятное, то, что тесно связано с потребностями. Сложно даются абстрактные размышления. Низкая произвольность внимания накладывает отпечаток и на характер человека, и на весь жизненный его стиль, при этом как бы растворяясь в этом стиле.
Объем внимания развивается в тех случаях, когда человек вынужден воспринимать довольно большое количество объектов. Эти объекты должны быть довольно разноплановыми, их количество можно варьировать от 5 до 20. Если ребенку показать двадцать яблок, а потом спросить, что он видел, то последует очевидный ответ: "Яблоки". Если показать рисунок, содержащий разные объекты, то ребенок вынужден будет их потом перечислять. Таким образом, самое простое упражнение на развитие объема памяти - показать таблицу с некоторым количеством объектов, дать время запомнить изображенные предметы (секунд 10 - 30), а потом попросить по памяти воспроизвести. Это упражнение также развивает и зрительную память.
Концентрацию и устойчивость внимания развивать значительно тяжелее. Хорошо подходят игры, особенно компьютерные. Они способны надолго приковать внимание ребенка. Однако степень произвольности такого внимания не очень высока. Если ребенок проявляет внимание в игре, то это совсем не значит, что он будет проявлять внимание в других сферах. Педагог может использовать групповые (социальные) игры (викторины и пр.), в которых одни дети требуют от других проявить максимум собранности и внимательности.
Переключаемость и распределение внимания тоже лучше развивать в игровом ключе. Можно, например, выдать детям по три листа бумаги разного цвета (скажем, белого, желтого и зеленого). На белых листах дети должны писать сочинение на свободную тему, на желтых - рисовать, на зеленых - решать головоломки. Время работы регламентируется: минута - работа на белом листе, минута - на желтом, минута - на зеленом, минута - опять на белом и т.д.).