Слуховое внимание

   Внимание, представленное в слуховой модальности. Как правило, в общей психологии внимание как целостный процесс не рассматривается состоящим из видов, поделенных по модальности (зрительное внимание, слуховое внимание, тактильное внимание). Это объясняется тем, что внимание - интеграционный процесс. Внимание, в отличие от других психических процессов, не имеет собственного содержания, оно проявляется внутри восприятия, мышления, представления, речи и других психических процессов. В этом, то есть, и заключается интеграционная специфика внимания - оно не привязано к той или иной модальности, оно свободно.

Все познавательные (когнитивные) процессы, например восприятие или мышление, направлены на тот или иной объект, который в них отражается: мы воспринимаем что-то, думаем о чем-то, что-то себе представляем или воображаем. Внимание это сквозной процесс, обеспечивающий переключение с одного такого объекта на другой. Управляющим для внимания является отношение личности к миру, субъекта деятельности к самой деятельности и к объекту деятельности, сознания - к предметам, с помощью которых оно отражает и регулирует действительность.

Тем не менее в практической психологии понятие «слуховое внимание» используется. Отчасти это объясняется практической задачей - например, развивать «слуховое внимание» у дошкольников в процессе подготовки к школе. Более грамотным здесь было бы говорить о развитии всего внимания как целостного процесса, о том, чтобы делать этот процесс более гибким и управляемым со стороны сознания ребенка (то есть формировать произвольное внимание).

Речь идет здесь о следующем. Внимание как интеграционный процесс обеспечивает направленность нашего сознания на тот или иной окружающий объект. Задействованными здесь оказываются и зрительное восприятие, и слуховое, и мышление, и эмоциональная сфера - если надо для дела, то активизируется любой психический процесс. Этот объект существует в окружающем поле, и сознанием он воспринимается как элемент этого поля, а не как «картинка» или «звуковой образ». Однако опорным для сознания является здесь зрительное восприятие, на него как бы ложатся, наслаиваются иные ощущения. Именно поэтому ребенку довольно тяжело дается понимание материала только на слух - ему не хватает наглядности. Некоторая тренировка «слухового внимания» вполне здесь может помочь.

 


Затенение
Метод исследования слухового внимания: испытуемый должен повторить вслух сообщение, передаваемое по одному из нескольких каналов, который специально указывается экспериментатором.

См. также

Внимание

 


Рейтинг@Mail.ru    RSS RSS    azps@azps.ru