Ассессмент

Ассессмент - В психологии это стандартизированная многоаспектная оценка персонала, включающая в себя множество оценочных процедур: интервью, психологическое и профессиональное тестирование, деловые и ролевые игры и т.д. Используется как при приеме на работу, так и при профессиональном обучении (повышении квалификации), при повышении сотрудников (на руководящие должности), при аттестации (принятие решения о соответствии сотрудника занимаемой должности), для определения возможности выполнять новые функции на работе, при планировании дальнейшего обучения сотрудников внутри компании и определения их потенциала развития. Иногда под ассессментом понимают вообще оценку деловых и личностных особенностей третьих лиц.

Слово происходит от английского assessment – оценивание, которое восходит к латинскому assidere – сидеть подле, присутствовать. Производное существительное assessor близко русскому "заседатель". Речь идет о том, что assessment это оценивание в процессе, на заседании некоторых ответственных лиц.

В современной психологии ассессмент обычно рассматривается в контексте широко известного метода "Ассессмент-центр" (АЦ). АЦ – метод оценки персонала, основанный на наблюдении экспертов и специально обученных оценщиков (ассессоров) за поведением оцениваемых сотрудников непосредственно в рабочих ситуациях или при выполнении ими специальных заданий (например тестов). Содержание заданий отражает основные аспекты и проблемы деятельности в рамках той или иной должности.

АЦ позволяет оценить сотрудника или кандидата на вакантную должность по ряду параметров:

– выполнение должностных обязанностей,

– особенности поведения,

– эффективность деятельности,

– уровень компетенции,

– уровень достижения целей,

– личностные особенности.

Процедуры в АЦ отбираются и разрабатывается с учетом требований, предъявляемых к конкретным должностям. АЦ предполагает стандартизацию, то есть наличие определенных нормативов проведения процедур и системы оценок (критериев и шкал оценки) – чтобы быть беспристрастным к испытуемым. Типичные оценочные процедуры:

– наблюдение за работой,

– анализ результатов,

– профессиональное тестирование (например ситуационно-поведенческие тесты),

– психологическое тестирование (тесты на IQ, память, внимание, способностей, личностные опросники и др.),

– индивидуальные упражнения,

– групповые упражнения,

– деловые игры,

– ролевые игры,

– интервью,

– составление итогового отчета по результатам ассессмента.

Большой плюс АЦ состоит в том, что в ходе разностороннего оценивания испытуемого могут быть выявлены его скрытые достоинства, нереализованный потенциал. Повседневное, рутинное исполнение своих обязанностей работником не позволяет руководству оценить, например, насколько он устойчив к стрессам, способен ли взять на себя ответственность, быть лидером и т.д. АЦ, таким образом, нужен и самим работникам для раскрытия своего потенциала, и руководству – для оптимизации работы организации.

К минусам можно отнести то, что реализация АЦ слишком часто грешит излишней психологизацией: на первое место выходят лидерские качества, коммуникативность, стрессоустойчивость и другое. В ролевых и деловых играх, например, первенство обычно берут испытуемые с выраженными истероидными (эмоционально лабильными) чертами характера. Эмоциональная убедительность таких испытуемых дает им слишком много очков преимущества над рациональными участниками испытаний.

 


Ассессмент по Айзенку
Хотите получше узнать своего нового знакомого? Что он вообще за человек?
Центр оценки персонала
Программа (набор психологических методов) оценки потенциала сотрудников организации; используется преимущественно для оценки сотрудников, обладающих потенциалом профессионального роста, разработки целевых планов их развития.

См. также

Менеджмент Психодиагностика Психологический словарь

А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

 


Рейтинг@Mail.ru    RSS RSS    azps@azps.ru