Важно понимать, что корпоративная культура напрямую не связана с внутренними нормативными документами организации. Корпоративная культура это то, что передаётся из уст в уста, обычно в "кулуарах", а не через приказы и инструкции. Должно пройти некоторое время, чтобы нововведение можно было считать состоявшимся элементом корпоративной культуры. Если один сотрудник говорит другому: "У нас принято ходить в строгой деловой одежде", то это элемент корпоративной культуры. Если же говорится: "Начальник нас заставляет ходить в строгой деловой одежде", то это не совсем корпоративная культура. Точнее, здесь элементом корпоративной культуры будет знание о том, что тебя могут отругать за неряшливый вид, а ещё то, что по крайней мере ряд работников не уважает мнение руководителя.
Важные элементы корпоративной культуры:
- миссия организации (с чем она идёт к потребителю услуг, за что получает деньги и иные блага)
- имидж организации
- сильные и слабые стороны организации
- структура организации
- руководители и лидеры
- распределение полномочий, прав и обязанностей
- вопросы дисциплины
- забота о работниках
- как организовано материальное стимулирование
- отношение к индивидуальным потребностям работников, например в обучении
- имеется ли "дедовщина" среди работников
- возможности роста
- процессы принятия решений
- распространение информации
- характер и возможность контактов (лично или письменно, как попасть на приём к высшему руководству...)
- бытовые вопросы
- пути решения конфликтов и вообще конфликтных ситуаций
- корпоративный стиль (в одежде и прочем)
- технологии решения сложных производственных задач
- преданность и лояльность по отношению к организации
- текучесть кадров, причины и особенности
- корпоративные вечеринки, праздники, иные возможности пообщаться в неформальной обстановке
Радугин А. А. Радугин К. А. Введение в менеджмент: социология организаций и управления. - Воронеж, 1995
Корпоративный дух / Деньги. - 1996. - N 7
Биркенбиль М. Молитвенник для шефа. - М.: Экономика, 1993
Дьячкова Элина. Об имидже/ Все для офиса. - 18 - 1996 Центр психологии НГУ
Радугин А. А. Радугин К. А. Введение в менеджмент:
Кричевский Р. Л. Если Вы - руководитель... Элементы психологии менеджмента в повседневной работе. - М.: Дело, 1993.
Радугин А. А. Радугин К. А. Введение в менеджмент: социология организаций и управления. - Воронеж, 1995
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я