Зарождение профессионального тестирования

   Спонтанно психологическое тестирование зародилось очень давно. Известен пример из античности, когда один великий полководец судил о морально-волевых качествах своих солдат по тому, как они пьют воду. Тест - это проба, в которой, "по малому судят о большом". При разработке теста определяют возможные индивидуальные различия психических актов, в процессе тестирования при помощи некоторых критериев (алгоритмов) оцениваются те или иные индивидуальные особенности человека. Важное условие тестирования - сохранение одних и тех же условий для всех тестируемых.

До появления профессиональной психодиагностики человечество придумало много способов оценки личностных особенностей людей. Разной степени объективности. Дело в том, что недостаточно а) "по малому судить о большом" и б) подходить ко всем испытуемым беспристрастно. Та же самая астрология соответствует двум этим требованиям: по дате и времени рождения она делает выводы о личностных особенностях, судьбе, психологической совместимости и т.п., при этом ко всем испытуемым она подходит "с одинаковым мерилом".

Самое важное условие профессионального тестирования - валидность методики. Любитель истории, встретив в литературе описание "теста" с водопоем, скорее всего умилится и признает полководца еще более великим за его ум и сообразительность. Профессиональный диагност ничего на веру не воспринимает, он будет искать сведения о валидности этого "теста" и - хотя бы теоретически - рассматривать модель взаимосвязи "малого" и "большого".

До работы французского врача и психолога Альфреда Бине (1857 - 1911) (создателя популярной серии тестов) были - пожалуй - лишь психофизиологические тесты (на сенсомоторные качества - чувствительность, быстроту реакции и т.д.) Но постепенно возникала потребность в информации о высших психических функциях, в том числе об интеллекте. Бине сосредоточился на разработке тестов на интеллект.

В 1904 г. министерство образования поручило ему заняться разработкой методик, с помощью которых можно было бы отделить детей, способных к учению, но ленивых и не желающих учиться, от страдающих врожденными дефектами и не способных учиться в нормальной школе. Потребность эта возникла в связи с введением всеобщего образования и необходимостью создания специальных школ для умственно отсталых детей.

Бине в сотрудничестве с Анри Симоном провел серию экспериментов по изучению внимания, памяти, мышления у детей начиная с трех лет. Экспериментальные задания были проверены по статистическим критериям и стали рассматриваться как средство определения интеллектуального уровня.

Первая шкала (серия тестов) Бине-Симона появилась в 1905 г. Затем она несколько раз пересматривалась авторами, которые стремились изъять из нее все задания, тесно связанные с наличными знаниями. Дело в том, что Бине исходил из представления о том, что развитие интеллекта происходит независимо от обучения, в результате биологического созревания.

В дальнейшем шкала Бине-Симона переводилась на немецкий и английский языки. Вторая редакция шкалы (1908) отличалась тем, что в ней был расширен возрастной диапазон детей - до 13 лет, увеличено число задач и введено понятие умственного возраста. Вторая редакция шкалы и получила самое широкое распространение. Последняя (третья) редакция шкалы, опубликованная в год смерти Бине, не внесла существенных изменений.

Интересным нововведением было понятие умственного возраста. Дело в том, что задания в шкалах Бине были сгруппированы по возрастам (от 3 до 13 лет). Для каждого возраста подбирались определенные тесты. Они считались соответствующими данной возрастной ступени, если их решало большинство детей данного возраста (80 - 90%). Детям до 6 лет предлагалось по 4 задания, а детям старше 6 лет - 6 заданий. Показателем интеллекта в шкалах Бине был не IQ (как принято в основном в настоящее время), а умственный возраст, который мог расходиться с хронологическим. Если умственный возраст ребенка был больше хронологического, то это свидетельствовало о развитости интеллекта. Меньше - о задержке в развитии.

Умственный возраст определялся по успешности выполнения тестовых заданий. Испытание начиналось с предъявления тестовых заданий, соответствующих хронологическому возрасту ребенка. Если ребенок справлялся со всеми заданиями, ему предлагались задания более старшей возрастной группы. Если он решал не все, а лишь некоторые, испытание прекращалось. Если ребенок не справлялся со всеми заданиями своей возрастной группы, ему давались задания, предназначенные для более младшего возраста. Испытания проводились до тех пор, пока не выявлялся возраст, все задания которого решались испытуемым.

Максимальный возраст, все задания которого решаются испытуемым, назывался базовым умственным возрастом. Если ребенок (сверх того) выполнял некоторое количество заданий, предназначенных для более старших возрастных групп, то каждое из них оценивалось числом "умственных месяцев". Тогда к числу лет, определяемых базовым умственным возрастом, прибавлялось и некоторое число месяцев.

В дальнейших разработках тестов на интеллект был введена стандартная IQ-шкала и понятие статистической формы.

Литература

Гуревич К.М. Психологическая диагностика. Учебное пособие. М., 1997.

 


См. также

Психодиагностика

 


Рейтинг@Mail.ru    RSS RSS    azps@azps.ru