Воображение

Воображение - (фантазия) - универсальная человеческая способность к построению новых целостных образов действительности путем переработки содержания сложившегося практического, чувственного, интеллектуального и эмоционально-смыслового опыта.

В. - это способ овладения человеком сферой возможного будущего, придающий его деятельности целеполагающий и проектный характер, благодаря чему он выделился из "царства" животных. Будучи психологической основой творчества, В. обеспечивает как историческое создание форм культуры, так и освоение их в онтогенезе.

В психологии существует традиция рассматривать В. в качестве отдельного психического процесса наряду с восприятием, памятью, вниманием и др. В последнее время все большее распространение получает идущее от И.Канта понимание В. как всеобщего свойства сознания.

В. - это образное конструирование содержания понятия о предмете (или проектирование схемы действий с ним) еще до того, как сложится само это понятие (а схема получит отчетливое, верифицируемое и реализуемое в конкретном материале выражение). .

Особую форму В. образует мечта. Она обращена к сфере более или менее отдаленного будущего и не предполагает немедленного достижения реального результата, а также его полного совпадения с образом желаемого. Вместе с тем, мечта может стать сильным мотивирующим фактором творческого поиска.

В. включено в процессы самых различных видов человеческой деятельности. Однако в своей развитой форме оно культивируется прежде всего средствами искусства - в ходе создания и освоения продуктов художественного творчества.

План-конспект лекции на тему "Воображение".

Понятие о воображении, его роль в обучении и воспитании детей. Виды воображения: непроизвольное и произвольное, воссоздающее (репродуктивное) и творческое (продуктивное). Воображение и фантазия. Мечта как особый вид воображения. Сновидения как форма воображения: проблема их психологического объяснения (взгляды З.Фрейда и других ученых на роль сновидений в жизни человека).

Воображение и творчество. Особенности художественного воображения и его проявление у детей. Признаки научно-технического воображения, его наиболее ранние проявления. Способы исследования воображения у детей с целью определения их склонности к творчеству и дальнейшего развития этой склонности.

Развитие воображения у детей. Возрастные особенности проявления различных видов воображения (на примере детского рисунка, технического и других видов творчества). Связь между развитием воображения и познавательных психических процессов у ребенка. Воображение и формирование ребенка как личности. Пути развития детского воображения и творческой фантазии.

Воображение - психический процесс, выражающийся: 1) в построении образа средств и конечного результата предметной деятельности субъекта;

2) в создании программы поведения, когда проблемная ситуация неопределенная; 3) в продуцировании образов, которые не программируют, а заменяют деятельность; 4) в создании образов, соответствующих описанию объекта. Важнейшее значение воображения в том, что оно позволяет представить результат труда до его начала, тем самым ориентируя человека в процессе деятельности.

 


Тесты

Тесты (Воображение)

Методика "Птица"
Методика предназначена для оценки уровня развития когнитивного представления у ребенка. Применяется индивидуально.

Тренинги

Тренинги (Воображение)

Интеллектуальное упражнение "Шахматы"
Процедура группового психологического тренинга. Участники представляют себя шахматными фигурами.
Развитие воображения с помощью поэзии
Никому не будет лишним развить своё воображение. Хорошее воображение позволяет нашей памяти работать более качественно и эффективно, а также является надёжной опорой нашего мышления, позволяя оперировать сложными образами. Один из способов развития воображения - с помощью поэзии.
Упражнение "Монстр из моих кошмаров"
Процедура группового психологического тренинга. Участники придумывают словесное описание монстра.
Упражнение "Чудеса техники"
Развитие воображения, актёрских способностей.
Упражнение "Шахматы"
Помощь в осознании того, что проблема употребления наркотиков не такая простая, как кажется на первый взгляд.
Упражнение личностного роста "Позови меня с собой"
Процедура группового психологического тренинга. Участники придумывают сказочные сюжеты.
Упражнение разминки "Карманы"
Процедура группового психологического тренинга. Участники в своем воображении раскладывают вещи по карманам.
Упражнение разминки "Рентгеновское зрение"
Процедура группового психологического тренинга. Участники пробуют смотреть сквозь стены.
Упражнение разминки "Смешной сонник"
Процедура группового психологического тренинга. Участники придумывают и апробируют "смешной сонник".


Активное воображение
Понятие, пришедшее из юнгианского психоанализа, подразумевающее некий невербальный диалог, который ведется человеком с различными частями своего "Я", живущими в бессознательном.
Виды воображения
Непроизвольное и произвольное воображение, воспроизводящее воображение, творческое, мечта.
Воображение и личность
Влияние воображения на личностные особенности человека.
Воображение и творчество
Роль воображения в творческом процессе.
Воображение ребенка в рисунке
Для работы воображения существенно, что сам предмет не определяет для художника той формы, в которую он может быть воплощен. Форма должна создаваться самим человеком, а так как форма, изобретенная кем-либо раньше, не исчерпывает мироощущения другого художника, то он вынужден изобретать ее сам. Замечательные примеры этого можно найти в рисунках детей.
Дереизм
Склонность человека к уходу от реальных проблем в вымышленный мир, которым управляет фантазия и воображение.
Индивидуальные особенности воображения
Люди различаются в основном по яркости, глубине и оригинальности воображаемых образов.
Направленность личности и воображение
Влияние особенностей воображения на личность человека весьма велико.
Переработка представлений в воображаемые образы
Переработка представлений в воображаемые образы - сложный и многоплановый процесс.
Развитие воображения
Воображение в своем развитии подчинено тем же самым законам, каким следуют в своих онтогенетических преобразованиях другие психические процессы /Дъяченко О.М. Об основных направлениях развития воображения у детей // Вопросы психологии. - 1988. - ?61. Как восприятие, память и внимание, выражение из непосредственного постепенно превращается в опосредованное, причем основным средством овладения им со стороны ребенка являются, как было показано А.В.Запорожцем, модельные представления и сенсорные эталоны.
Роль воображения в психической деятельности
Полученные человеком в предшествующей практике впечатления от предметов и явлений реального мира не только сохраняются в памяти длительное время, но и подвергаются определённой обработке, моделированию.
Фантазм
Фантастический образ, преследующий воображение и иногда восприятие человека.

См. также

Психические свойства Психологический словарь

А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

 


Рейтинг@Mail.ru    RSS RSS    azps@azps.ru