Переработка представлений в воображаемые образы

   Представления берутся из предшествующего опыта человека, из опыта соприкосновения с объектами и явлениями реальной жизни. Образы, воссоздаваемые в процессе воображения, не берутся напрямую из реальной среды как представления, они берутся из представлений. При этом процесс создания образов воображения из впечатлений, полученных человеком от реальной действительности, может протекать в различных формах.

Переработка представлений в образы воображения проходит два основных этапа:

1) своеобразное расчленение имеющихся представлений на составные части (происходит своего рода анализ полученных от реальности впечатлений или сформированных в результате предшествующего опыта представлений;

2) синтетическое составление из тех или иных частей нового целого (то есть происходит своего рода синтез).

В ходе первичного анализа происходит абстрагирование объекта, т. е. он представляется нам изолированным от других объектов, от конкретной ситуации. Происходит также абстрагирование частей объекта. С этими образами далее могут осуществляться преобразования двух основных типов.

Преобразования первого типа - образы могут быть поставлены в новые сочетания и связи. Преобразования второго типа - этим образам может быть придан совершенно новый смысл.

В любом случае с абстрагированными образами производятся операции, которые могут быть охарактеризованы как синтез. Эти операции, составляющие суть синтезирующей деятельности воображения, являются вторым этапом формирования образов воображения. Следует учесть, что анализ может очень быстро перетекать в синтез, а синтез в анализ. Формы, в которых осуществляется синтезирующая деятельность воображения, крайне многообразны.

Простейшей формой синтеза в процессе воображения является агглютинация - создание нового образа путем присоединения в воображении частей или свойств одного объекта другому. Примерами агглютинации могут служить:

- образ кентавра,

- образ крылатого человека в рисунках североамериканских индейцев,

- образ древнеегипетского божества - человека с хвостом и звериной головой.

Агглютинация широко используется в искусстве и техническом творчестве. Леонардо да Винчи давал молодым художникам совет: "Если ты хочешь заставить казаться естественным вымышленное животное, - пусть это будет, скажем, змея, - то возьми для ее головы голову овчарки или легавой собаки, присоединив к ней кошачьи глаза, уши филина, нос борзой, брови льва, виски старого петуха и шею водяной черепахи". В технике, в результате использования агглютинации, созданы, например, автомобиль-амфибия и судно на воздушной подушке.

В основе агглютинации лежат процессы, связанные - иногда - с недостаточностью критичности, или недостаточностью аналитичности восприятия. Иногда эти процессы произвольные, т. е. контролируемые сознанием, связанные с мыслительными обобщениями. Скорее всего, образ кентавра возник, когда в условиях недостаточной видимости скачущий на лошади человек кому-то показался неким невиданным животным. В то же время образ крылатого человека, очевидно, возник сознательно, из размышлений на тему, почему люди не летают.

Другим распространенным способом переработки образов восприятия в образы воображения является увеличение или уменьшение объекта или его частей. С помощью такого способа были созданы некоторые литературные персонажи.

Другая возможность агглютинации - включение уже известных образов в новый контекст. В этом случае между представлениями устанавливаются новые связи, благодаря которым вся совокупность образов получает новое значение. Как правило, при включении представлений в новый контекст этому процессу предшествует определенная идея или цель.

Обычно данный процесс полностью контролируем. При включении уже известных образов в новый контекст человек добивается соответствия между отдельными представлениями и целостным контекстом. Поэтому весь процесс с самого начала подчинен определенным осмысленным связям.

Наиболее существенными способами переработки представлений в образы воображения, идущими по пути обобщения существенных признаков, являются схематизация и акцентировка.

Схематизация может возникать в результате неполного, поверхностного восприятия объекта. В этом случае представления схематизируются случайным образом, причем в них иногда выделяются второстепенные детали, случайно обнаруженные при восприятии предмета. В результате возникают искажения, которые приводят к созданию образов воображения, извращенно отражающих действительность. Подобное явление часто встречается у детей.

Причиной схематизации может быть и забывание каких-либо несущественных деталей или частей. В этом случае в представлении на передний план выступают существенные детали и черты. При этом представление утрачивает некую индивидуальность и становится более обобщенным.

Важное значение имеет схематизация при сознательном отвлечении от несущественных, второстепенных сторон объекта. Человек сознательно направляет свое внимание на существенные, как он считает, черты и свойства объекта, в результате чего сводит представления до определенной схемы.

Акцентирование - подчеркивание наиболее существенных, типичных признаков образа. Как правило, этот способ используется при создании художественных образов. Главной особенностью такой переработки образов восприятия в образы воображения является то, что, отражая реальную действительность и типизируя ее, художественный образ всегда дает широкое обобщение, однако это обобщение всегда отражено в конкретном образе.

Следует учесть, что переработка представлений при создании типического образа не совершается путем механического складывания или вычитания каких-либо черт. Процесс создания типического образа представляет собой сложный творческий процесс и отражает определенные индивидуальные особенности человека, создающего этот образ.

Еще одной важной формой переработки представления в образы воображения является мутация - относительно случайная трансформация исходного образа. Понятно, что для психики понятие "случайное" весьма условно. Тем не менее, в агглютинации, схематизации или акцентировке можно усмотреть те или иные закономерности. Однако писатель может вставить в свою книгу какой-то эпизод, не потому, что он "напрашивался", а потому, что, например, только что подобный эпизод можно было наблюдать по телевизору в новостях.

Литература

Маклаков А. Г. Общая психология. СПб: Питер, 2001.

 


См. также

Воображение Представления

 


Рейтинг@Mail.ru    RSS RSS    azps@azps.ru