Воображение ребенка в рисунке

Воображение ребенка в рисунке - Самобытное для детского возраста в целом проявление особенностей восприятия окружающего мира и особенностей воображения как психического процесса.

Для работы воображения человека любого возраста существенно, что сам предмет не определяет для художника той формы, в которую он может быть воплощен. Форма создается самим человеком, а так как форма, изобретенная кем-либо раньше, не исчерпывает мироощущения другого художника, то он вынужден изобретать ее сам. Замечательные примеры этого можно найти в рисунках детей. Начиная экспериментировать с формой и цветом, дети сталкиваются с необходимостью отыскать такой способ изображения, в котором объекты их жизненного опыта могли бы воспроизводиться с помощью определенных средств. Иногда им помогает наблюдение за деятельностью других детей, но, по существу, они всегда находят свой собственный путь.

Изобилие оригинальных решений ребенка в рисунке удивительно. С одной стороны, дети обращаются чаще всего к элементарным, обыденным темам, стараясь при этом обычно не быть оригинальными (например при изображении фигуры человека) и соблюдать точность. С другой стороны, процесс рисования заставляет каждого ребенка открывать для себя новую визуальную формулу для уже известного предмета. Процесс рисования поэтому является не просто воспроизведением увиденного, но и моделированием, пониманием этого увиденного. Изображая, например, прямоугольные объекты (книги, мониторы компьютеров, двери и окна и т.п.), рано или поздно ребенок приходит к пониманию сути прямого угла.

В каждом рисунке можно заметить уважение к основному визуальному понятию о человеческом теле. Это доказывается тем, что любой зритель понимает, что перед ним изображение человека, а не какого-либо другого объекта. В то же время каждый рисунок существенно отличается от других.

Объект представляет только незначительный минимум характерных структурных признаков, взывая тем самым к воображению в буквальном смысле слова. В детских рисунках предлагается множество решений по изображению отдельных частей человеческого тела. Варьируются изображения не только частей туловища, но и контурных линий самого туловища. Некоторые рисунки имеют множество деталей и различий, другие - всего лишь несколько. Круглые формы и прямоугольные, тонкие штрихи и огромные массы, противопоставления и частичные совпадения - все используется для воспроизведения одного и того же объекта.

Но простое перечисление одних лишь геометрических различий ничего не говорит нам об индивидуальности этих изображений, которая становится очевидной благодаря внешнему виду всего рисунка. Некоторые фигуры выглядят устойчивыми и рациональными, другие поражают своим безрассудством. Среди этих фигур можно найти грубые и эмоциональные, простые и запутанные, пухлые и хрупкие. Каждая из этих фигур выражает способ существования, способ бытия личности.

"Буйная фантазия" в рисунке - как это может показаться окружающим взрослым - не является какой-то бессмыслицей в действиях. Трансформируя в рисунке объекты, ребенок тверже и глубже понимает особенности самих объектов. Это достигается за счет того, что ребенок экспериментально нащупывает ту невидимую границу, отделяющую возможное от невозможного. Нарисовав человека без руки, он может спросить у взрослого, правда ли, что существуют безрукие люди. Получив утвердительный ответ, он может нарисовать уже человека без головы и опять спросить, могут ли существовать люди без головы. Получив отрицательный ответ, ребенок поймет, что голова - часть тела, значительно более важная, чем рука. Далее вместо руки он может нарисовать морковку...

 


См. также

Воображение Психологический словарь

А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

 


Рейтинг@Mail.ru    RSS RSS    azps@azps.ru