У таких людей в поведении доминирует инертность, ригидность. Их взаимоотношения с окружающим миром носят печать шаблона и рутины. Людей с бедным воображение отличает склонность действовать от ситуации, вписываться в нее.
Иначе обстоит дело у людей с развитым воображением. Легкость преобразования данного в воображении приводит к более гибким взаимоотношением с ситуацией. Такие люди легко могут в уме перекомбинировать обстоятельства, найти способы нужным способом воздействовать на ситуацию, подчинить её себе.
- субъективное воображение, слабо подчиняющееся критическому контролю мышления, мало считающееся с реальностью, которую оно застилает пленкой фантастики;
- критическое, реалистическое воображение, не подчиняющееся бесконтрольно субъективным чувствам и, преобразуя данное, учитывающее закономерности и тенденции развития объективной действительности.
Соответственно типу воображения у разных людей формируются и развиваются интересы и склонности. Да, этот процесс зависит не только от типа воображения, но воображение оказывает значительное влияние на состояние очагов эмоциональной восприимчивости.
Бесконтрольное воображение пробуждает интерес к эмоционально-значимым ситуациям, объектам, явлениям. Человек в большей степени тянется к творчеству (искусству), живому межличностному общению, жизненным удовольствиям. Такие люди склонны к перепадам настроения, "приливам и отливам". Бесконтрольное воображение может привести к весьма замысловатым смыслам, вылиться в бредоподобные суждения.
Реалистическое воображение пробуждает интерес к рационально-созидательным ситуациям, объектам, явлениям. Если в предыдущем случае человека скорее заинтересует вид занятной плюшевой игрушки или наблюдение за дерущимися мальчиками, то в данном случае предмет интереса будет в блестящем штангенциркуле или мальчиках, играющих в футбол. Разница в интересах объясняется функциональностью жизненных наблюдений. Восприятие плюшевой игрушки или дерущихся мальчиков дает пищу для эмоционального воображения. Восприятие штангенциркуля или футболистов дает пищу для рационально-реалистического воображения, занимающегося пониманием окружающей действительности.