Психологическое консультирование - Непосредственная работа с людьми, направленная на решение различного рода психологических проблем, связанных с трудностями в межличностных отношениях, где основным средством воздействия является определенным образом организованная беседа; суть психологического консультирования состоит в том, что психолог, пользуясь специальными профессиональными научными знаниями, создает условия для другого человека, в которых он переживает свои новые возможности в решении его психологических задач. Психологическое консультирование как вид психологической помощи адресовано психически нормальным людям для достижения ими целей личностного развития.
Открытые вопросы дают возможность делиться своими заботами с
консультантом. Они передают клиенту ответственность за беседу и побуждают его исследовать свои установки, чувства, мысли, ценности.
Начинающим консультантам вообще не рекомендуется задавать клиентам вопросы, исключая самое начало консультирования. Можно упомянуть несколько правил, которые следует иметь в виду, задавая вопросы клиентам.
Если мы имеем какое-то представление о том, что можем
сделать, чтобы облегчить чью-то боль - либо в союзе с
обезболивающим лекарством, либо без него, - это помогает свести к
минимуму наш стресс, а также стресс страдальца.
Говоря о чувствах в консультировании, можно сформулировать несколько
обобщающих принципов, охватывающих не только отражение чувств клиента, но и выражение чувств консультантом.
Руководитель известной в США клиники W. Menninger (1991) предлагает советы специалистам, работающим с потенциальными самоубийцами, и тем, кто страдает из-за самоубийства пациента.
Промежуточное определение обрисовывает контрперенос как
проецирование консультантом своих проблем на предоставленный клиентом материал, как связанный с переносом, так и не связанный с ним.
Не следует удивляться и тому, что два или более
консультанта, разговаривая с одним и тем же клиентом, могут составить разное
представление о нем и разойтись в выводах.
Обычно под психологической консультацией (или просто - консультация) подразумевают отдельную встречу с клиентом в процессе психологического консультирования. В слове "консультирование" больше процессуальной составляющей, в слове "консультация" - организационно-фактической. Если речь идёт о направлении деятельности психолога или организации, то лучше использовать "психологическое консультирование".
В повседневной жизни можно найти множество примеров мнимого
пребывания с другим человеком, что отражает распространенная реплика: "Ты не слушаешь, что я говорю!"
Среди наиболее часто указываемых обстоятельств, при которых действие правил конфиденциальности в консультировании может быть ограничено, заслуживают упоминания следующие.
Конфронтация является сложной техникой, требующей от консультанта
утонченности и опытности. Она часто воспринимается как обвинение, поэтому
применима лишь при достаточном взаимном доверии, когда клиент чувствует, что
консультант понимает его и заботится о нем.
Общую модель структуры консультативного процесса, называемую эклектической предложили В. Е. Gilland и сотрудники (1989). Эта системная модель, охватывающая шесть тесно связанных между собой стадий, отражает универсальные черты психологического консультирования или психотерапии любой ориентации.