Отражение чувств в психологическом консультировании

   В процессе психологического консультирования эмоции и чувства неизбежны: они и показывают проблему, и способствуют решению проблемы.

Принципы работы с чувствами и эмоциями в психологическом консультировании:

1. Следует помнить, что чувства это те же самые эмоции: если какие-то воспоминания систематически вызывают одни и те же эмоции (характерные эмоции), то можно говорить, что по отношению к объекту воспоминания существуют определенные чувства. Поэтому, с одной стороны, в процессе психологического консультирования по характерным эмоциям можно судить об истинных чувствах клиента, а также, с другой стороны, изменения в этих эмоциях могут свидетельствовать об изменениях в чувствах клиента, что может и должно являться важным свидетельством в пользу успешного или не успешного течения консультации.

2. Чувства и эмоции очень важны в процессе консультирования, но не могут и не должны являются самоцелью, хотя сильные чувства (страх, боль, тревога, жалость, надежда, любовь и др.) могут помочь в работе. Вместе с тем они могут и помешать, потому что психолог-консультант обычно апеллирует к разуму клиента. Ориентация исключительно на чувства и эмоции может свести на нет рациональное вмешательство.

3. Познание и отражение чувств клиента - одна из главнейших техник консультирования. В работе важно обращать внимание на баланс фактов и чувств в консультативной беседе. Если психолог желает отражать чувства клиента, он внимательно выслушивает признания, перефразирует отдельные утверждения. Важно следить и за содержанием признаний клиента, и за тем, что кроется за чувствами его.

4. Одна из возможных ошибок психолога-консультанта - полное или почти полное игнорирование чувств и эмоций клиента. Если какое-то чувство важно для клиента и он нарочито проявляет его (демонстрирует), консультант должен включить это чувство в рабочее пространство консультации. Уровень эмпатии не должен быть очень высоким, но и не должен быть очень низким.

5. Если клиента интересует собственная внешность, он может дома посмотреться в зеркало. Если же он запутался в своих чувствах, он идет на прием к психологу-консультанту. Поэтому у последнего появляется специфическая функция - быть квалифицированным зеркалом чувств для клиента. Само по себе это отражение уже очень много для клиента. Психолог-консультант в процессе общения помогает уяснить смысл чувств.

6. Если чувства клиента носят для него характер явной проблемы, то это всегда говорит о наличии внутреннего конфликта. То есть существуют другие - может быть еще не высказанные в процессе консультации - чувства, которые противоречат данным. Уяснив характер этого внутреннего конфликта, можно выработать способы его преодоления.

7. Клиент может демонстрировать чувства, которых у него нет. Поэтому необходимо обращать внимание не только на содержание рассказа клиента и интонации голоса, но и на общий эмоциональный тон, позу, выражение лица, жесты, оговорки.

8. Поскольку чувства это характерные эмоции при тех или иных воспоминаниях, то важно конкретизировать - при каких именно воспоминаниях проявляются эти эмоции. Клиентка может, например, показывать как она ненавидит мужа, однако некоторые воспоминания о муже могут носить нейтральные и даже положительный характер. Поэтому можно сделать вывод, что клиентка не столько ненавидит мужа, сколько отдельные особенности его поведения.

9. Имеет значение общая эмоциональная направленность личности клиента. Насколько это можно, следует выяснить в каких эмоциях у клиента повышенная потребность, в каких - пониженная. Один клиент может быть "зациклен" на романтических эмоциях, другой - на "адреналине" и т.д.

10. Психолог-консультант постоянно должен рефлексировать свои собственные эмоции: как на них повлияло поведение клиента, как собственные эмоции психолога действуют на клиента.

11. Совсем не обязательно рефлексировать каждое чувство клиента. Иногда достаточно просто кивком головы показать, что консультант заметил это чувство.

12. Важно помочь клиенту выразить отрицательные чувства. Самому клиенту легче контролировать открыто выраженные чувства.

13. Вслушиваясь в свои чувства, возникающие в ходе консультирования в качестве реакции на поведение клиента, консультант может получить о нем (и о других людях, которые фигурируют в рассказе) много ценной информации.

14. В некоторых случаях надо помочь клиентам контролировать свои чувства, особенно когда они слишком интенсивны. Для этого можно, например, предложить клиенту освоить ту или иную психотехнику.

Литература

Р. Кочунас. Основы психологического консультирования. М., 1999.

 


См. также

Психологическое консультирование

 


Рейтинг@Mail.ru    RSS RSS    azps@azps.ru