- чистая, разборчивая речь консультанта;
- грамотная, логичная речь, использование полных предложений;
- избегание в своей речи намёков, подтекста;
- минимум оценочных суждений;
- использовать блокнот для рабочих пометок;
- если клиент говорит по делу, то не перебивать (чтобы не забыть вопрос, его можно записать в блокнот);
- паузы в 1-2 минуты считаются естественными, если видно, что клиент обдумывает, размышляет;
- приближение разговорной речи консультанта к языку клиента (до определённых пределов, без нарушения норм русского языка);
- освобождение своей речи двусмысленных слов и выражений;
- анализ эмоциональных переживаний клиента в связи с излагаемыми им событиями и поступками;
- предоставление клиенту нескольких альтернатив ответов, если он затрудняется в формулировках;
- анализ, вычленение эмоционально окрашенных слов и выражений (они могут служить "зацепкой", позволяющей распутать клубок переживаний клиента);
- скрытая критика (критиковать слова клиента можно и нужно всегда, но не вслух: показывать критическое отношение можно далеко не всегда, у клиента должен выработаться образ консультанта как вдумчивого и немногословного слушателя, но не "критикана");
- самокритика (консультант должен быть критичен и сам к себе, опять-таки не показывая это: в первую очередь консультанту нужно быть объективным и "выкорчёвывать" любые проявления субъективности при работе с клиентом);
- консультант и клиент должны работать с одной и той же моделью ситуации, постепенно развивая её;
- использование приёмов активного слушания (повторение отдельных слов за клиентом, перефразирование, интерпретации);
- использование подбадривания и похвалы (там, где это уместно);
- установление невербального контакта (смотреть в глаза, использовать открытые позы, контролировать невербальные сигналы, посылаемые клиентом);
- "festina lente" (лат. "поспешай медленно" - необходимо беречь время, своё и клиента, работая эффективно, но при этом излишне не торопясь, иногда даже бывает полезно сделать паузу и помолчать несколько минут).
Алешина Ю. Е. Семейное и индивидуальное психологическое консультирование. - М.: Редакционно-издательский центр Консорциума «Социальное здоровье России», 1993. - 172 с.