Принципы психологического консультирования

   - ограничение речи консультанта в диалоге: краткость, немногословность, точность высказываний;

- чистая, разборчивая речь консультанта;

- грамотная, логичная речь, использование полных предложений;

- избегание в своей речи намёков, подтекста;

- минимум оценочных суждений;

- использовать блокнот для рабочих пометок;

- если клиент говорит по делу, то не перебивать (чтобы не забыть вопрос, его можно записать в блокнот);

- паузы в 1-2 минуты считаются естественными, если видно, что клиент обдумывает, размышляет;

- приближение разговорной речи консультанта к языку клиента (до определённых пределов, без нарушения норм русского языка);

- освобождение своей речи двусмысленных слов и выражений;

- анализ эмоциональных переживаний клиента в связи с излагаемыми им событиями и поступками;

- предоставление клиенту нескольких альтернатив ответов, если он затрудняется в формулировках;

- анализ, вычленение эмоционально окрашенных слов и выражений (они могут служить "зацепкой", позволяющей распутать клубок переживаний клиента);

- скрытая критика (критиковать слова клиента можно и нужно всегда, но не вслух: показывать критическое отношение можно далеко не всегда, у клиента должен выработаться образ консультанта как вдумчивого и немногословного слушателя, но не "критикана");

- самокритика (консультант должен быть критичен и сам к себе, опять-таки не показывая это: в первую очередь консультанту нужно быть объективным и "выкорчёвывать" любые проявления субъективности при работе с клиентом);

- консультант и клиент должны работать с одной и той же моделью ситуации, постепенно развивая её;

- использование приёмов активного слушания (повторение отдельных слов за клиентом, перефразирование, интерпретации);

- использование подбадривания и похвалы (там, где это уместно);

- установление невербального контакта (смотреть в глаза, использовать открытые позы, контролировать невербальные сигналы, посылаемые клиентом);

- "festina lente" (лат. "поспешай медленно" - необходимо беречь время, своё и клиента, работая эффективно, но при этом излишне не торопясь, иногда даже бывает полезно сделать паузу и помолчать несколько минут).

Литература

Алешина Ю. Е. Семейное и индивидуальное психологическое консультирование. - М.: Редакционно-издательский центр Консорциума «Социальное здоровье России», 1993. - 172 с.

 


См. также

Психологическое консультирование

 


Рейтинг@Mail.ru    RSS RSS    azps@azps.ru