Мышление

Мышление - Высший познавательный и регулятивный процесс. Оно представляет собой форму творческого отражения человеком действительности, порождающую такой результат, которого в самой действительности или субъекта на данный момент времени не существует. Мышление человека (в своих низших формах оно имеется у животных) также можно понимать как творческое преобразование имеющихся в памяти представлений и образов.

Отличие мышления от остальных психологических процессов познания состоит в том, что оно всегда связано с активным изменением условий, в которых человек находится. Мышление всегда направлено на решение какой-либо задачи. В процессе мышления производится целенаправленное и целесообразное преобразование действительности.

Мышление - это особого рода умственная и практическая деятельность, предполагающая систему включенных в нее действий и операций преобразовательного и познавательного (ориентировочно-исследовательского) характера. В психологии выделяют и исследуют теоретическую, практическую и ряд промежуточных видов деятельности, содержащих в себе и те и другие операции. Мышление подразделяется на теоретическое и практическое. В свою очередь теоретическое может быть понятийным и образным, а практическое - наглядно-образным и наглядно-действенным.

Теоретическое понятийное мышление - это такое мышление, пользуясь которым человек в процессе решения задачи непосредственно не обращается к опытному изучению действительности, не получает сам необходимые для мышления эмпирические факты, не предпринимает практических действий, направленных на реальное преобразование действительности. Он обсуждает и ищет решение задачи с самого начала и до самого конца в уме, пользуясь готовыми знаниями, выраженными в понятиях,суждениях, умозаключениях.Теоретическое понятийное мышление отличается от понятийного тем, что материалом, который здесь использует человек для решения задачи, являются не понятия, суждения или умозаключения, а представления и образы. Они или непосредственно формируются в ходе восприятия действительности, или извлекаются из памяти. В ходе решения задачи эти образы мысленно преобразуются так, чтобы человек в новой ситуации мог непосредственно увидеть решение интересующей его задачи. Образное мышление представляет собой такой вид умственной деятельности, который чаще всего встречается в работе писателей, художников, артистов.--

Оба рассмотренных вида мышления - теоретическое понятийное и образное - в действительности сосуществуют, но выражены в разной степени. Они хорошо дополняют друг друга, так как раскрывают человеку разные, но взаимосвязанные стороны бытия. Теоретическое понятийное мышление дает хотя и абстрактное, но вместе с тем наиболее точное обобщенное отражение действительности;теоретическое образное мышление позволяет получить конкретное субъективное ее восприятие, которое не менее реально, чем объективно-понятийное. Без того или другого вида мышления наше восприятие действительности не было бы столь глубоким и разносторонним, точным и богатым разнообразными оттенками, каким оно является на деле.

Отличительная особенность следующего вида мышления -наглядно образного - состоит в том, что мыслительный процесс в нем непосредственно связан с восприятием мыслящим человеком окружающей действительности и без него совершаться не может. Мысля наглядно-образно, человек привязан к действительности, а сами необходимые для мышления образы представлены кратковременной и оперативной памяти (в отличие от этого образы для теоретического образного мышления извлекаются из долговременной памяти). Данная форма мышления наиболее полно и развернуто представлена у детей дошкольного и младшего школьного возраста, а у взрослых - среди людей, занятых практической работой. Этот вид мышления широко развит у руководителей разного ранга и уровня, у людей, так называемых, "операторных профессий", у всех тех, кому часто приходится принимать решения о предметах своей деятельности, только наблюдая за ними, но непосредственно с ними не взаимодействуя.

Наконец, последний из обозначенных нами видов мышления - это наглядно-действенное. Его особенность заключается в том, что сам процесс подобного мышления представляет собой практическую преобразовательную деятельность,осуществляемую человеком,с реальными предметами. Этот вид мышления широко представлен у людей массовых рабочих профессий, занимающихся реальным производительным трудом, результатом которого является создание какого-либо конкретного материального продукта.

Разница между теоретическим и практическим видами мышления, по мнению Б.М.Теплова, состоит в том, что "они по-разному связаны с практикой... Работа практического мышления в основном направлена на разрешение частных конкретных задач... тогда как работа теоретического мышления направлена в основном на нахождение общих закономерностей".

И теоретическое и практическое мышление в конечном счете связано с практикой, но в случае практического мышления эта связь имеет более прямой непосредственный характер. Практический ум, как правило, на каждом шагу нацелен на решение практической задачи, и его выводы непосредственно, проверяются практикой здесь и теперь. Теоретический же ум выступает как опосредованный: он проверяется на практике лишь в конечных результатах его работы.

Все перечисленные виды мышления могут быть представлены в одной и той же деятельности. Однако, в зависимости от ее характера и конечных целей доминирует тот или иной вид мышления. По этому основанию они все и различаются. По степени своей сложности, по требованиям, которые они предъявляют к интеллектуальным и другим способностям человека, все названные виды мышления не уступают друг другу.

 


Абстрагирование
Лишение объекта изучения второстепенных (второстепенных в контексте цели, предмета изучения) свойств, отбрасывание частностей; изучение объекта в общих, основных особенностях.
Аккомодация
Приспособление схемы поведения к ситуации за счет активности, в результате чего существующая схема изменяется. Аккомодация в развитии интеллекта была описана по аналогии с биологической аккомодацией, целью которой является процесс приспособления к разнообразным требованиям окружающего мира. Аккомодация соотносима с ассимиляцией, в единстве с которой они описывают акт приспособления, адаптации. Понятие введено Ж. Пиаже.
Ассимиляция
В операциональной концепции интеллекта Ж. Пиаже -свойство, аспект адаптации. Содержанием А. является усвоение определенного материала уже существующими схемами поведения, "подтягивание" реального события к структурам организма. По Пиаже, познавательная А. принципиально не отличается от биологической. А. неотделима от аккомодации в любом акте адаптации, приспособления. На ранних стадиях развития любая умственная операция представляет собой компромисс между двумя тенденциями - А. и аккомодацией.
Ассоциация
Возникающая в опыте индивида закономерная связь между двумя содержаниями сознания (ощущениями, представлениями, мыслями, чувствами и т.п.), которая выражается в том, что появление в сознании одного из содержаний влечет за собой и появление другого. Явление ассоциации описано еще Платоном и Аристотелем, однако термин "ассоциация" был предложен Дж. Локком в ХУП в.
Беглость мышления
Одна из основных динамических характеристик мышления как психического процесса, отражает количество типовых интеллектуальных операций, совершаемых человеком в единицу времени.
Безобразное мышление
Понятие, введенное в Вюрцбургской школе, обозначающее мышление, свободное от чувственных элементов познания: образов восприятия, представлений и конструкций речи.
Вербальное мышление
Мышление, основным носителем которого служит речь, словесное мышление.
Вертикальные декаляжи
Повторение на новом уровне развития таких интеллектуальных феноменов, которые были преодолены на предшествующем уровне, что свидетельствует о постепенной дифференциации типов группировок (практических, логических, инфралогических). Это оказывается возможным за счет сходства познавательных структур и содержания, на которое они ориентированы, разных уровней развития, характеризующихся применением разных операций. Автор - Ж. Пиаже.
Виды умственных операций
Сравнение, анализ, синтез и другие.
Гибкость мышления
Одна из основных динамических качественных характеристик мышления как психического процесса, проявляется в умении "встать" над интеллектуальной задачей, поменять шаблоны анализа и синтеза, сменить алгоритм на принципиально иной.
Горизонтальные декаляжи
Повторения интеллектуальных феноменов в пределах одного и того же уровня развития интеллекта, что свидетельствует о запаздывании группировок, относящихся к разному содержанию. Познавательные структуры уровня остаются неизменными, но их применение к разному содержанию осуществляется по-разному. Автор - Ж. Пиаже.
Групповое мышление
Стиль мышления людей, которые полностью идентифицируют себя с конкретной социальной группой. При этом создается ситуация, когда единомыслие становится большей ценностью, чем следование логике и рациональному выбору решений.
Дедукция
(выведение) - движение знания от более общего к менее общему, частному, выведение следствия из посылок. Дедукция тесно связана синдукцией. Логика рассматривает Д. как вид умозаключения. Психология изучает развитие и нарушение дедуктивных рассуждений. Движение знания при этом анализируется в его обусловленности всеми психическими процессами, строением мыслительной деятельности в целом. Примером эмпирических исследований дедуктивных рассуждений является анализ доверия к посылкам и выводам из них.
Диалектика
Метод аргументации и исследования, основанный на поиске и разрешении противоречий.
Дивергентное мышление
Мышление, основанное на стратегии генерирования множества решений одной единственной задачи.
Закономерности мышления
Проблема - особая разновидность вопроса, ответ на который не содержится в нашем опыте и знаниях и поэтому требует соответствующих практических и теоретических действий.
Индукция
Движение знания от единичных утверждений к общим положениям. И. тесно связана сдедукцией. Логика рассматривает И. как вид умозаключения различая полную и неполную И. Психология изучает развитие и нарушения индуктивных рассуждений. Движение от единичного к общему знанию анализируется в его обусловленности всеми психическими процессами, строением мыслительной деятельности в целом.
Инсайт
(проницательность, проникновение в суть) - внезапное понимание, "схватывание" отношений и структуры проблемной ситуации.
Исследование мышления
Исследование мышления сводится к исследованиям отдельных свойств мышления: активности, беглости, целенаправленности и т.д.
Коллективное мышление
Социально-психологический феномен: должным образом замотивированная социальная группа и при определенной организации ее работы способна на интеллектуальные прорывы, которые не может обеспечить индивидуальное мышление.
Конвергентное мышление
Форма мышления, основанная на стратегии точного использования предварительно усвоенных алгоритмов решения определенной задачи. Противоположный термин - дивергентное мышление.
Критичность мышления
Свойство мышления, характеризующее способность выявлять ошибки и несоответствия, исправлять эти ошибки, обнаруживать сильные и слабые стороны изучаемого объекта, соотносить контролируемые объекты или процессы с эталоном, обосновывать истинность выдвигаемых предположений.
Мысль
Основная единица "клеточка" мышления. В М. находят выражение процесс понимания окружающего мира, других людей и самого себя. В основе М. лежит отражение таких фундаментальных признаков явлений, как их сходство и смежность во времени и пространстве. Согласно И.М.Сеченову, человеческая мысль имеет исходной точкой сравнения двух явлений и представляет собой рефлекс с заторможенным концом.
Мышление Януса
Янус в мифологии древних римлян - бог времени, начала и конца, входов и выходов, изображался с двумя лицами, обращенными в противоположные стороны. Сосуществование одновременно противоположных и противоречащих друг другу мыслей, понятий, образов. Понятие неоднородное, может быть отнесено к шизофрении (амбивалентность мышления), неврозам, характерно для творческого мышления.
Мышление амбивалентное
Характеризуется одновременным сосуществованием взаимоисключающих, противоположных тенденций, противоречащих друг другу мыслей.
Мышление архаическое
Оперирует устаревшими понятиями и представлениями, свойственными человеку на давних этапах развития и нередко связанными с древними мифами. Широко включает в себя суждения, основанные на предрассудках и заблуждениях. Примером М.а. является архаические формы бреда.
Мышление безобразное
Мышление, якобы "свободное" от чувственных элементов познания (восприятий, представлений и речи).
Мышление и инстинкты
Мышление и инстинкты имеют довольно тесные связи, хотя и не очень очевидные.
Мышление кататимное
Мышление, обусловленное наличием аффективно заряженных комплексов представлений (кататимия - падать духом, унывать, влияние эмоциональных факторов (аффектов) и амбивалентных тенденций (чувств, желаний, опасений) на мыслительную деятельность человека).
Мышление конкретное
Мышление, оперирующее конкретными понятиями. Патологическим является в тех случаях, когда вся мыслительная деятельность определяется, ограничивается образованием конкретных понятий, суждений, не являющихся этапом на пути к М. абстрактному. В этих случаях говорят о недостаточности уровня протекания мыслительной деятельности, слабоумии.
Мышление магическое
Разновидность мышления архаического. Характерны фантазии,суеверные представления о каких-то сверхъестественных магических силах.
Мышление наглядно-образное
Вид мышления, который осуществляется на основе преобразований образов восприятия в образы-представления, дальнейшего изменения, преобразования и обобщения предметного содержания представлений, формирующих отражение реальности в образно-концептуальной форме.
Мышление практическое
Процесс мышления, совершающийся в ходе практической деятельности. В отличие от теоретического мышления, направленного на решение отвлеченных теоретических задач, опосредованно связанных с практикой, М.п. служит решению практических задач. В свою очередь решение практических задач становится средством, основой формирования теоретического мышления, как, например, при развитии ребенка раннего возраста - при решении конструктивных задач, в процессе обучения и т.д.
Мышление примитивное
Мышление, оперирующее примитивными, конкретными суждениями при недостаточности обобщения, абстрагирования, бедное логическими операциями. Наблюдается при олигофрении.
Мышление фантазирующее
Состояние "грез наяву", возникающее в периоды мечтательной рассеянности.Направленность мышления определяется аффективно окрашенными воспоминаниями и желаниями. Характерна скачкообразность мышления. Протекает в форме допущений и возражений, вопросов и ответов. Наблюдаются включения, близкие к галлюцинаторным, типа иллюзии и галлюцинаций воображения. Такого рода состояния непроизвольного мышления протекают при постоянно меняющемся уровне сознания.
Мышления нарушения
Нарушения интеллектуальной деятельности, возникающие при различных психических заболеваниях, локальных поражениях мозга и аномалиях психического развития. М.н. включают расстройства механизмов регуляции(процессов мотивации, программирования и контроля), операциональных и динамических сторон интеллектуальной деятельности. М.н. либо распространяется на вербально-логическую,наглядно-образную и наглядно-действенную формы интеллектуальной деятельности, либо затрагивают одну из них.
Наглядно-образное мышление
Форма мышления, манипулирующая образами.
Наглядное мышление
Форма мышления, манипулирующая предметной сферой и образами.
Нарушение мышления
Разного рода нарушения мышления.
Основные операции как стороны мыслительной деятельности
Мыслительная деятельность едина, но у нее имеются разные стороны, разные операции.
Первобытное мышление
Особенности мышления первобытного человека, изучаемые психологами, антропологами, культуролагами и другими специалистами.
Подходы к исследованию закономерностей мышления
Теоретические и экспериментальные подходы к изучению мышления.
Пралогическое мышление
Термин, введенный французским антропологом Л.Леви-Брюлем, отстаивавшим мысль о существовании у представителей доцивилизованных обществ дологического мышления, отличного от мышления (логического) современных людей.
Признак
Показатель, примета, сторона - все то, что выражает природу объектов (явлений), их сходство или различия. По П. объекты и явления опознаются, обозначаются и описываются. Каждый объект и каждое явление обладает множеством П., среди которых выделяются простые и сложные, комплексные и целостные, случайные и неслучайные и т.д. Один и тот же П. может выступать как общий, видовой и отличительный. По своему значению все П. делятся на существенные и несущественные. Выделение существенных П. - основа формирования понятия.
Природа мышления
Наш мозг имеет возможность не только получать информацию извне, но и генерировать новые знания.
Пространственное мышление
Пространственное мышление - вид умственной деятельности, обеспечивающей создание пространственных образов и оперирование ими в процессе решения практических и теоретических задач.

Деятельность представления есть основной механизм пространственного мышления. Его содержанием является оперирование образами, их преобразование. В пространственном мышлении происходит постоянное перекодирование образов, т. е. переход от пространственных образов реальных объектов к их условно-графическим изображениям, от трехмерных изображений к двухмерным и обратно.

Развитие мышления
Одна из теорий развития мышления ребенка (Ж.Пиаже) получила название "операциональной". Операция представляет собой "внутреннее действие, продукт преобразования ("интериоризации") внешнего, предметного действия, скоординированного с другими действиями в единую систему, основным свойством которой является обратимость (для каждой операции существует симметричная и противоположная операция.
Рассудочно-эмпирическое мышление
Формирование у младших школьников в процессе обучения рассудочно-эмпирического мышления является обязательной и важной задачей, поскольку <рассудочность> с необходимостью входит в более развитые формы мышления, придавая его понятиям четкость и определенность. Проблема состоит в том, чтобы найти такие пути обучения, при которых рассудок становился бы моментом разума, а не приобретал бы главенствующей и самостоятельной роли, тенденция к чему заложена в представлениях о рассудке как о мышлении вообще. Таким образом, рассудок входит в разум, но разум рассудком не исчерпывается.
Решение мыслительной задачи
Обычно проходит четыре этапа: возникновение проблемы, построение различных гипотез возможного решения и его проверка.
Суждение
Общезначимая словесная форма, благодаря которой чувственному опыту придается абстрактная всеобщность. С. содержит предмет в определении единичности и всеобщности. Суждение складывается у людей как превращенная и словесно выраженная форма перцептивной деятельности,которая выполняет планируемую и регулирующую роль в совокупном процессе труда.
Сущность и явление
Универсальные объективные характеристики предметного мира, его познания и практической деятельности людей. Сущность составляет внутреннее содержание предмета, проявляющееся в единстве всех многообразных и противоречивых форм его бытия; явление -то или иное выражение предмета,внешние,непосредственно представленные и эмпирически констатируемые формы его существования.
Творческое мышление
Способность человеческого разума решать интеллектуальные задачи творчески, то есть не по заранее освоенному алгоритму, а гибко, адаптивно и с некоторой долей предприимчивости.
Узнавание
Психический процесс, находящийся на стыке памяти, мышления и восприятия, заключающийся в способности восприятия довольно оперативно интерпретировать образы как уже знакомые, имеющие определенные связи в памяти.
Формы мышления
Мышление - довольно своеобразный и разнообразный психический процесс, имеющий разные формы.
Целенаправленность мышления
Одна из главных характеристик мышления, наряду с беглостью и гибкостью, - отражает способность субъекта подчинять собственный процесс мышления определенной цели, настраивать его на решение конкретных задач.
Психологический словарь

А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

 


Рейтинг@Mail.ru    RSS RSS    azps@azps.ru