Мышление и инстинкты

      В отечественной классической общей психологии связь мышления и инстинктов почти не рассматривалась. Было ясно, что инстинкты оказывают некоторое влияние на человека, поскольку он вышел из животного мира. Однако про это предпочитали не рассуждать, считалось, что у человека не столько поведение, сколько сознательная и целенаправленная деятельность. Человек, например, заводит семью лишь потому, что проставил перед собой цель, а поставил он такую цель потому, что усвоил социальный опыт, он хочет быть полноценным членом общества, личностью. Поэтому тема инстинктов рассматривалась в основном по отношению к животным (в биологии, зоопсихологии).

Каковы все же взаимоотношения мышления и инстинктов в человеке? Некоторый свет на этот вопрос пролили психоаналитики, в частности Анна Фрейд. В теории психоанализа (которую также называют аналитической метапсихологией) связь аффектов и инстинктивных процессов с вербальными представлениями, мышлением считается первым и наиболее важным шагом по направлению к овладению инстинктами, который должен быть осуществлен в развитии индивида. Мышление описывается как практическое действие, сопровождающееся перемещением относительно небольших количеств катексиса (направленности либидо на объект) при меньшей их разрядке (З. Фрейд, 1911).

Таким образом происходит интеллектуализация инстинктивной жизни, попытка овладеть инстинктивными процессами. Инстинкты связываются с мыслями в сознании, представляет собой одно из наиболее общих, ранних и наиболее необходимых приобретений человеческого Я.

А. Фрейд рассматривала такое характерное явление, как "интеллектуализация в пубертате". В подростковом возрасте активизируется ряд инстинктов, в особенности стремление к продолжению рода. Обострение инстинктов приводит к внутренней напряженности, пугает подростка. Одним из выходов является интеллектуализация - отстранение от своих чувств, рационализация своей внутренней жизни.

Возрастание количества либидо в подростковом возрасте привлекает внимание к функции Я, которая в другое время выполняется незаметно и как бы походя. Интеллектуализация, другими словами, это один из способов овладения своими инстинктами при помощи мышления. Таким образом, если обычно мышление рассматривается как инструмент, с помощью которого решаются задачи, поставленные - в том числе - под давлением инстинктов, то в психоанализе мышление рассматривается как процесс управления своими инстинктами.

А. Фрейд пришла к выводу, что усиление интеллектуальности в подростковой возрасте является просто частью привычного стремления Я к овладению инстинктами при помощи мышления. В психоанализе был выведен даже общий закон, по которому любое обострение инстинктов (Оно) приводит к активизации рациональных компонентов психики (Я). Поэтому в любом возрасте, согласно психоанализу, инстинкты способствуют активизации мышления.

В первую очередь делает человека умнее переживание инстинктивной опасности. В периоды же спокойствия в инстинктивной жизни, когда опасности нет, индивид может позволить себе определенную степень глупости, иррациональности. Действительно, очень немногие люди в минуты настоящей опасности "валяют дурака". Инстинктивная тревога (смутное, "темное" ожидание опасности) оказывает такое же влияние на человека, как и объективная тревога.

Объективная опасность и депривация побуждают человека к интеллектуальным подвигам и изобретательным попыткам разрешить свои трудности, тогда как объективная безопасность и изобилие делают его довольно глупым. Как пишет А. Фрейд, "Сосредоточение интеллекта на инстинктивных процессах представляет собой аналог бдительности человеческого Я перед лицом окружающих его объективных опасностей".

Неясный, "темный" характер инстинктивных импульсов заставляет человека (особенно это хорошо видно в подростковом возрасте) осваивать новые, абстрактные понятия, не данные ему в восприятии. Освоение новых понятий, особенно абстрактных, тоже активизирует процессы мышления, позитивно сказываясь на общем интеллектуальном развитии.

Имеется еще одно обстоятельство, связывающее инстинкты и мышление. Лишь в школьных учебниках задачи имеют ровно одно решение. В реальной жизни многие задачи вообще не имеют решения, некоторые имеют их бесчисленное множество. Инстинктов довольно много, и все они тянут обладателя в разные стороны. Поэтому человек рано или поздно, волей или неволей начинает искать разумный баланс между своими инстинктами. И каждое новое противоречие в инстинктивных потребностях как плеткой подстегивает деятельность мышления.

Например, девочку-подростка подруга приглашает ночью тайком сходить в ночной клуб. Эта идея притягательна тем, что апеллирует к инстинкту продолжения рода, однако ночной поход и возможность получения взбучки от родителей активизирует инстинкт безопасности. Инстинкты начинают бороться, и девочка-подросток в этой ситуации буквально лихорадочно начинает оценивать вероятность того или иного развития событий, прогнозирует поведение других людей, размышляет как ей поступить в той или иной ситуации.

Другая взаимосвязь инстинктов и мышления заключается в том, что инстинкты часто активизируются именно мышлением, при помощи воображения. Как в предыдущем примере у девочки-подростка активизировался первый инстинкт? Она в своем воображении представила заманчивые образы ночного клуба и его посетителей. Ее мышление помогало представить образы разного рода. Критичность, как одна из важных особенностей мышления, способствовала вызову других образов: темной дороги, разгневанных родителей...

Получается как бы замкнутый круг: инстинкты обостряют мышление, мышление активизирует инстинкты. Кто-то может поспешить сделать вывод: "много думать вредно". Однако не следует забывать, что мышление - довольно разнородный процесс. Есть, как мы знаем, наглядное мышление (наглядно-образное и наглядно-действенное), есть абстрактно-логическое мышление. Можно думать предметно, а можно "витать в облаках". Далеко не всякая мысль может активизировать инстинкты и вызвать внутренний конфликт.

Однако далеко не всякое обострение инстинктов приводит к активизации мыслительных процессов. Как известно, влюбленный человек часто похож на слабоумного: происходит притормаживание мыслительных процессов, резко снижается критичность и объективность мышления. Подобную картину можно наблюдать и у людей, образующих толпу, или у человека, пребывающего в панике. Конфликт инстинктов активизирует мышление, но полное доминирование одного инстинкта приводит к временному снижению мыслительных способностей. Победивший инстинкт ведет себя как диктатор: все мысли, так или иначе не связанные с объектом инстинкта, вытесняются из сознания.

Литература

Фрейд А. Психология Я и защитные механизмы. М., 1993

 


См. также

Инстинкт Мышление

 


Рейтинг@Mail.ru    RSS RSS    azps@azps.ru