Подходы к исследованию закономерностей мышления

   Мышление является познавательным психическим процессом, завершающим обработку информации, которую мы получаем из внешнего мира. Мышление формирует понятия о предметах и понимание их взаимосвязей. Имеющиеся у нас понятия и их отношения между собой составляют в целом картину (модель мира) и являются исходной платформой для формирования нашего поведения. В результате изменения нашего поведения меняется и информация, которую мы получаем из окружающего мира. Таким образом, круг замыкается: мышление не только завершает обработку информации, но и является источником получения новых порций информации извне.

Можно утверждать, что мышление непосредственно задействовано в процессе адаптации индивида. Более того, в процессе эволюции человека и животных мышление обеспечивало именно решение задач по адаптации. Мышление помогало нашим предкам более гибко реагировать на угрозы и возможности окружающей среды. Кроме того, мышление сделало их опасными и более непредсказуемыми для врагов существами.

Сущность мышления не сводится лишь к формированию понятий, оно активно участвует в формировании мотивированного поведения. При формировании поведения человек исходит из существующих в обществе моральных ценностей, своих личных интересов и тех задач, которые ему необходимо решить. Задача мышления здесь - многократное и критическое взвешивание вариантов и анализ всех исходных понятий. Один из способов такого взвешивание - моделирование будущего, проигрывание у себя в голове разных возможных сценариев развития событий, выбор из этих сценариев самого оптимального.

Одна из примечательных особенностей мышления - опора на понятие истины. Что бы мы ни думали, рано или поздно мы начинаем критиковать собственные мысли, определяя истинны они или ложны. Критичность мышления заключается в том, насколько успешно мы выявляем недостатки в своих суждениях и суждениях других людей. Человек не всегда находится в состоянии бодрого и ясного сознания. Во время сна, например, у человека тоже наблюдаются процессы, которые можно уподобить мышлению. Известно, что во время сна могут прийти в голову важные мысли, идеи. Однако в состоянии сна резко снижена (хотя все же присутствует) критичность мышления.

Мышление активно участвует в процессе целенаправленной деятельности. Выполнение любой преобразующей или созидательной деятельности не может обойтись без процесса мышления, ибо, прежде чем что-либо создать, мы решаем целый ряд умственных задач и лишь затем создаем на практике то, что создали у себя в сознании с помощью мышления.

Проблемы исследования мышления

   Конкретные проявления мыслительных операций чаще всего скрыты от нашего сознания. Если и осознаются, то в относительно смутной форме. Для исследования мышления, например, широко используются тесты на интеллект. Но эти тесты лишь поверхностно, косвенно помогают судить о том, как именно осуществляются мыслительные операции.

Здесь уместна аналогия с компьютером. Сидя за экраном монитора, манипулируя клавиатурой и мышью (экспериментируя), невозможно понять как работают устройства, составляющие компьютер, нельзя определить, что вообще за устройства скрыты в системном блоке компьютера. Можно, конечно, посетить некоторые интернет-сайты, почитать статьи про устройство компьютера. Однако, если предположить полную информационную изолированность от остального мира, то становится очевидным, что разобраться в устройстве компьютера не поможет даже отвертка (самое большее, чего можно добиться с помощью нее: "Микросхема, черный проводок, какая-то коробочка...").

Имея работающий компьютер с обычным пользовательским программным обеспечением, можно очень много узнать про работу этого программного обеспечения. Однако, например, такая информация, как состав регистров процессора, отличия одних регистров от других, останется "за бортом".

В подобной ситуации оказываются и психологи, исследующие работу мышления. Они имеют огромное количество эмпирического психологического материала, касающегося работы мышления. Имеется много сведений по устройству головного мозга, нейронным связям. Однако как это все вместе работает - можно лишь по косвенным сведениям. В основном - по результатам мыслительной деятельности.

Другая проблема, связанная с исследованием мышления, заключается в следующем. Хотя в психологии и сложилось представление о мышлении, как о целостном самостоятельно психическом процессе, на самом деле не очень понятно где границы этой "суверенности". Дело в том, что в работе мышления активно участвует наше восприятие, особенно зрительное и слуховое. Многие психические функции являются "спорной территорией" между восприятием и мышлением. Например, выделение фигуры из фона - это можно отнести и к задачам восприятия, и к задачам мышления. В процессе решения наглядных задач восприятие также активно участвует - и эти возможности заложены нашей природой.

Аналогично и со слухом. Разделение воспринимаемого звука на последовательности отдельных звуков (например разделение воспринимаемого звука на слова), нахождение закономерностей в музыке - это работа восприятия или мышления?

Работа и восприятия, и мышления опирается на природные задатки. Однако и там, и там жизненный опыт тоже имеет огромное значение. Можно было бы разделить восприятие и мышление по принципу "врожденное и приобретенное", но тогда границы мышления как самостоятельного процесса стали бы еще менее понятными.

Прагматический подход

   В настоящее время при исследовании работы мышления психологи в основном используют прагматический, или спекулятивный, подход: мышление изучается не в целом как процесс переработки информации, а лишь в каком-то важном направлении. Чаще всего таким направлением оказывается изучение способностей мышления, то есть изучение интеллекта.

Продолжим аналогию с компьютером. Исследование интеллекта подобно исследованию возможностей компьютера: какое программное обеспечение установлено? чего можно добиться с его помощью? какова производительность компьютера? что будет, если запустить несколько сложных программ? и т.д.

Под интеллектом понимается вся совокупность самых разнообразных умственных способностей, обеспечивающих успех познавательной деятельности человека. Иногда несколько суживают предметное поле, ограничиваясь отдельными умственными способностями; так появляются понятия "технический интеллект", "академический интеллект" и даже "творческий интеллект".

Философско-логический подход

   Не следует забывать про подход к изучению мышления, значительно более древний, чем изучение интеллекта. Речь идет о философии и логике. В общем-то можно утверждать, что началом научного изучения мышления является собственно появление термина "логика" в античные времена. Именно тогда было замечено, что наше мышление имеет закономерности. И эти закономерности можно изучать.

В классической философии мышление отождествлялось с логикой. Слово "логика" происходит от греческого "логос" (слово) и означает что-то вроде "словесности". То есть логика это сугубо словесный вариант мышления или, как говорят сейчас, абстрактно-логическое мышление. Только с развитием психологии было показано, что наше мышление кроме абстрактно-логического (хорошо наблюдаемого) выражения имеет еще и наглядный аспект.

Когнитивно-кибернетический подход

   С развитием математики, кибернетики и информационных технологий начали создаваться многочисленные информационные модели работы мышления. Общим для таких моделей является разделение работы мышления и вообще психического на блоки. Например это может быть "блок получения информации", "блок первичной обработки информации", "блок мышления", "мотивационный блок". Эти блоки обмениваются между собой информацией.

Как оказалось, многие специальные операции, применяемые в компьютерных программах, очень похожи на операции мышления, которыми пользуется человек. Было бы, конечно, странным, если это было бы не так: все-таки очень во многом компьютерные программы создаются под впечатлением от возможностей человеческого интеллекта. Как бы там ни было, появилась возможность изучить операции человеческого мышления с использованием кибернетики и машинных моделей интеллекта.

Еще с шестидесятых годов двадцатого века сформулирована целая научная проблема, получившая название проблемы "искусственного интеллекта".

Литература

Маклаков А. Г. Общая психология. СПб: Питер, 2001.

 


См. также

Мышление

 


Рейтинг@Mail.ru    RSS RSS    azps@azps.ru