Природа мышления

   Для того, чтобы жить и выживать, человеку никогда не бывает достаточно информации. Ощущение и восприятие дают нам очень много информации и знаний. Эти процессы позволяют поверхностно узнать о единичных объектах и явлениях вокруг индивида. Но этого не достаточно, такие знания и информация не могут рассматриваться как достаточные.

Человек не камень или дерево, для нормальной жизни ему необходимо предвидеть последствия тех или иных явлений, событий или своих действий. Чтобы предвидеть возможное развитие событий, надо эти события понять, то есть составить у себя в голове более или менее рабочую модель объекта или явления. Знание единичного не является достаточным основанием для предвидения.

Собственный опыт нам может показать, что все грибы в лесу - съедобные. А съев ядовитый гриб, мы можем так и не узнать про то, что на свете существую ядовитые грибы. А если предварительно узнаем от других людей, что существуют ядовитые грибы и что выглядят они определенным образом, мы составили у себя в голове как минимум два образа (модели): образ съедобного гриба и образ ядовитого гриба. Уже в этом, в образовании новых образов-моделей, состоит работа мышления. Встретив в лесу подозрительный гриб и критически рассмотрев его, мы опять задействуем свое мышление.

Мышление - очень сложный и разнородный процесс, в котором участвуют практически весь наш мозг. И Исаак Ньютон, понимающий и формулирующий физические законы, и школьник, заучивающий стихотворение, и даже меломан, слушающий очередной шлягер, - все они активно задействуют мышление.

Часто можно слышать наивные рассуждения о том, что не надо школьников заставлять "зубрить". Это, якобы, не способствует развитию интеллекта. Такие люди думают, что "зубрить" - это очень простой процесс, примерно как крутить виниловую пластинку или скачивать из интернета себе на компьютер некоторые файлы. Другое дело, что в "зубрежке" задействовано в основном наглядное мышление, а для полноценного развития интеллекта надо иметь большой опыт в абстрактно-логических рассуждениях.

Возможности мозга конечны и весьма ограничены, хотя до сих пор популярна идея, пришедшая из 1960-х годов, о том, что мы используем свои возможности лишь на несколько процентов. Мозг и мышление просто не справились бы с тем, чтобы моделировать все окружающие объекты и явления по отдельности. Одна из самых больших хитростей природы состоит в том, что она научила наш мозг выделять из окружающей среды похожие объекты и явления и моделировать их не по отдельности, а "скопом". Услышав слово "камень", мы представляем себе не конкретный камень, а некоторый класс камней. В этом классе камней могут быть подклассы, например "серый камень". В общем вся наша картина (модель) мира является деревом из таких понятий.

Способность обобщать похожие объекты и явления дала возможность эффективно задействовать мозг, а также наделила способностью предвидеть поведение объектов, с которыми еще не приходилось сталкиваться. Встретив, например, на улице нового человека, мы не пугаемся, не застываем в удивлении, мы вообще большого внимания не обращаем на нового человека, потому что имели огромный опыт взаимодействия с другими людьми, модель "Человек" (ну или "Человек-земляк") у нас сформирована весьма хорошо, мы знаем, что можно ожидать от новых знакомых.

Мышление во многом занято именно этим - переходом от единичного к общему и от общего опять к единичному. Мышление относят в общей психологии к высшим познавательным психическим процессам. Такое место оно заслуживает еще и потому, что оно постоянно порождает новые знания, даже такие, которыми еще до нас никто не владел. На выходе из мышления мы имеем новые знания, а что на входе? На входе - информация из окружающего мира, наглядная или содержащаяся в памяти, а также уже имеющиеся знания.

Работа мышления происходит в очень тесном сцеплении с работой восприятия. Далеко не всегда очевидно, где же заканчивается восприятие и начинается мышление. Хотя, следует признать это, у двух этих процессов весьма разные задачи: у восприятия задача состоит в том, чтобы "задержать мгновение", а у мышления, как уже было сказано, - в генерации нового знания. Восприятие некоторым способом облегчает себе жизнь, структурируя зрительный или слуховой образы, отбрасывает лишнее. Восприятие поставляет мышлению текущий образ-структуру. Мышление же через механизмы внимания тоже оказывает влияние на восприятие.

Важной задачей, которую решает мышление, является опосредованное познание объективной реальности. Суть опосредованного познания заключается в том, что мы в состоянии выносить суждения о свойствах или характеристиках предметов и явлений без непосредственного контакта с ними, а путем анализа косвенной информации. Чтобы узнать, какая сегодня погода, можно выйти на улицу и непосредственно своими органами чувств выяснить это. Однако можно поступить иначе: можно воспользоваться термометром, домашней метеостанцией, посмотреть текущее состояние погоды в интернете или позвонить знакомому человеку, который уже побывал на улице. Работа мышления здесь заключается и в том, какой способ выбрать, и в том, как интерпретировать полученные сведения, и в самокритике, не говоря уже о том, какие прагматические выводы для себя получим в итоге.

Опосредованное мышление обычно не искажает окружающую нас действительность, оно позволяет познать ее глубже, точнее и полнее через образование новых знаний. Так, обобщение позволяет выявить не только существенные свойства окружающих нас вещей, но и основные закономерные связи предметов и явлений. Кроме этого, опосредованный характер мышления дает нам возможность не только углубить имеющуюся у нас информацию, но и расширить ее, поскольку область мышления шире, чем область того, что мы воспринимаем.

Тем не менее, следует признать, что существуют ложные знания. Эти знания мы могли почерпнуть из общения, книг или интернета, эти ложные знания могут быть плодом наших собственных размышлений. Поэтому опосредованное мышление часто искажает окружающую нас действительность, и искажает очень сильно. Существуют и иллюзорные знания. Эти знания, порожденные недостатками нашего восприятия, также ограничивают нас в понимании действительности. Большинство автомобилистов, например, уверено, что тормозной путь автомобиля пропорционален ее скорости. Это заблуждение вызвано тем, что мы хорошо воспринимаем скорость объектов, но не воспринимаем и поэтому плохо понимаем ускорение (положительное или отрицательное). На самом деле тормозной путь пропорционален квадрату скорости автомобиля.

Не выходя за пределы чувственного восприятия, мы не сможем даже понять того, как выглядели минуту назад "какие-то белые осколки на полу на кухне" или что послужило причиной автокатастрофы. Но, опираясь на чувственное восприятие, подкрепленное мышлением, мы в состоянии познать прошлое Земли, развитие растительного и животного мира, узнать устройство звезд в далекой галактике. Мы в состоянии с определенной степенью достоверности предсказать даже будущее Земли. Таким образом, в процессе мышления мы познаем то, что вообще недоступно восприятию и представлению.

Важно различать понятия "разум" и "мышление". Мышление это психический познавательный процесс. Под разумом, скорее, понимают способность человека действовать гибко, сложно, непредсказуемо для окружающих. Дерево, лишенное разума, стоит на одном месте и "надеется" на то, что дождь польет землю вокруг, а другие деревья не заслонят солнца. Если бы дерево было разумным, оно ходило бы в поисках влажной почвы, отходило подальше от больших соседей или даже нападало на другие деревья. Мышление обычно рассматривается лишь как инструмент, помогающий решать человеку сложные задачи, достигать поставленные цели.

Процесс мышления начинает наиболее ярко проявляться лишь тогда, когда возникает проблемная ситуация, которую необходимо решить (то есть тем или иным способом перед мышлением ставится задача). Мышление всегда начинается с вопроса, ответ на который является целью мышления. Причем ответ на этот вопрос находится не сразу, а с помощью определенных умственных операций, в процессе которых происходит видоизменение и преобразование имеющейся информации.

Сложная теоретическая проблема состоит в том, является ли мышление полностью рациональным и целенаправленным процессом или же оно ассоциативно и непредсказуемо в выводах. А. А. Смирнов предупреждает о необходимости различать мышление и ассоциативное течение интеллектуальных процессов. В мыслительной деятельности мы широко пользуемся ассоциациями, поскольку они оказывают весьма существенную помощь в решении мыслительных задач. Характерный случай - мы вспоминаем из прошлого опыта случаи, похожие на тот, с которым мы столкнулись сейчас и который составляет суть проблемы. Непроизвольно или произвольно возникают ассоциации, которые используются для решения нашей мыслительной задачи. Какие-то ассоциации не уводят нас от нее, а приближают к ответу, какие-то - наоборот.

Ассоциации вплетаются в общую цепь, и каждая из ассоциаций служит ступенью для следующей ассоциации или следующему за ней умозаключению. Следовательно, ассоциации, которые мы задействуем в процессе мышления, контролируются нашей волей, а их воспроизведение осуществляется с определенной целью. Но это в случае "обычного" - можно сказать, логичного - мышления.

При ассоциативном течении интеллектуальных процессов дело обстоит иначе. Мы не ставим перед собой никакой цели, поскольку не решаем никакой задачи. В этом случае один процесс сменяется другим только потому, что связан с ним ассоциативно-формально. В зависимости от того, какие ассоциации осуществляются, мысли и представления могут идти в самых различных направлениях, в том числе уводящих от исходного пункта. Пример (довольно грубый) ассоциативного течения интеллектуальных процессов - рассуждение: "Заяц белый - он умеет прыгать - снеговик белый - он умеет прыгать".

Для ассоциативного течения мыслей характерно наличие цепочек образов. Логическое течение мыслей строится вокруг речи - стержня логической мысли. Одно из достоинств речи - то, что она позволяет хорошо рефлексировать собственный ход размышлений, возвращаться к прежним мыслям. Ассоциативное течение мыслей лишено этого достоинства, обычно невозможно вспомнить почему возникла та или иная ассоциация. Это возможно, конечно, если эта ассоциация сопровождалась вербальным размышлением. И тогда по этой вербальной цепочке можно вернуться назад. Именно речь наделяет наше мышление способностью к самокритике - без которой процесс мышления был бы совсем примитивным.

Неразрывная связь логического мышления с речью наблюдается у всех людей, даже если человек был рожден глухонемым и ни разу в жизни не слышал живого слова. Мы всегда думаем словами и просто не можем мыслить, не произнося слова (хотя бы про себя). В экспериментах было показано, что во время размышлений у человека специальные приборы регистрируют мышечные сокращения, характерные для обычной "речи вслух". Размышляя про себя, таким образом, мы как бы тоже говорим вслух, только очень тихо.

В других экспериментах было показано, что если человек зажимает зубами язык, думать ему становится тяжелее, качество и количество решенных задач снижается.

Выражение мысли словами представляет собой достаточно сложный процесс. Этот процесс можно рассмотреть как включающий в себя несколько этапов:

- формирование мотива высказывания,

- возникновение мысли и общей схемы того содержания, которое в дальнейшем должно быть воплощено в высказывании,

- этап развернутого внешнеречевого выражения мысли.

Как и всякий психический процесс, мышление является функцией мозга. Физиологической основой мышления являются мозговые процессы более высокого уровня, чем те, которые служат основой для более элементарных психических процессов, например ощущения. Как было уже сказано, в работе мышления участвует почти весь мозг. В настоящее время не сложилось единого научного представления о значимости и порядке взаимодействия всех физиологических структур, обеспечивающих процесс мышления. Бесспорным является то, что лобные доли мозга играют значимую роль в мыслительной деятельности как одном из вариантов целенаправленной деятельности. Не вызывает сомнения значение тех зон коры головного мозга, которые обеспечивают гностические (познавательные) функции мышления. Не вызывает сомнения и то, что речевые центры коры головного мозга также участвуют в обеспечении мыслительного процесса.

Сложность изучения физиологических основ мышления заключается и в том, что элементы мышления присутствуют в работе всех других познавательных психических процессов: восприятия, внимания, воображения, памяти, речи. Все эти процессы связаны с мышлением.

Литература

Маклаков А. Г. Общая психология. СПб: Питер, 2001.

 


См. также

Мышление

 


Рейтинг@Mail.ru    RSS RSS    azps@azps.ru