Тест интеллекта Амтхауэра

   Одной из самых известных в мире психодиагностических методик на интеллект является тест Амтхауэра. Тест сочетает в себе хорошие показатели по валидности и надежности с возможностью группового проведения, что делает его одним из любимых инструментов практического психолога. Имеет много вариаций, адаптаций. Популярен, например, в Германии и России.

Тест структуры интеллекта Рудольф Амтхауэр разработал в 1953 году. Последняя редакция осуществлена Амтхауэром в 1973 году и предназначена для измерения уровня интеллектуального развития лиц в возрасте от 13 до 61 года.

В СССР, а потом России адаптированные варианты теста Амтхауэра широко использовался и используется при обследовании старшеклассников. В нашей стране получены данные о достаточно высокой надежности и валидности этого теста (М. К. Акимова с соавторами, 1984). Некоторые адаптации (например ТУС - тест умственных способностей) содержат шкалу IQ, нормированную по отечественной выборке.

Тест отличается хорошими показателями:

- коэффициент ретестовой надежности (интервал 1 год) - 0,83 - 0,91;

- коэффициент параллельных форм - 0,95;

- коэффициент надежности частей теста (по методу "расщепления") - 0,97;

- валидность, определяемая по связи с успеваемостью, - 0,46;

- валидность, определяемая по связи с экспертными оценками уровня интеллектуального развития - 0,62.

Изначально тест Амтхауэра предназначался для диагностики уровня общих способностей в связи с проблемами профессиональной психодиагностики. При его создании автор исходил из концепции, согласно которой интеллект является специализированной подструктурой в целостной структуре личности. Интеллект тесно связан с другими компонентами личности, такими, как волевая и эмоциональная сферы, интересы и потребности. При этом интеллект понимался Амтхауэром как единство некоторых психических способностей, проявляющихся в различных формах деятельности.

В структуру интеллекта по Амтхауэру попали следующие компоненты:

- вербальный (четыре субтеста),

- счетно-математический (два субтеста),

- пространственный (два субтеста),

- мнемический (один субтест).

Итого, тест Амтхауэра включает в себя девять субтестов. При этом каждый субтест направлен на измерение различных конкретных функций интеллекта. Кроме 4, 5, и 6-го субтестов везде используются задачи закрытого типа.

Общее время обследования (без подготовительных процедур и инструктажа испытуемых) - 90 минут. Время выполнения каждого субтеста ограничено и колеблется от 6 до 10 минут.

Субтест 1. Языковое чутье

   На успешность работы испытуемого по данному субтесту влияет знание тонкостей родного языка (в силу этой особенности тест Амтхауэра строго рекомендуется проводить на родном языке испытуемого).

Задача испытуемого заключается в том, чтобы закончить предложение одним из приведенных слов. Пример задания: Противоположностью понятия "верность" является а) любовь; б) ненависть; в) дружба; г) предательство; д) вражда.

Субтест 2. Способность к обобщению

   Определение общих черт: исследование способности к абстрагированию, обобщению, оперированию вербальными понятиями.

В задачах испытуемому предлагается пять слов, из которых четыре объединены определенной смысловой связью, а одно лишнее. Это слово и следует выделить в ответе. Пример: а) рисунок, б) картина, в) графика, г) скульптура, д) живопись.

Субтест 3. Способность к аналогии

   На успешность влияют комбинаторные способности, беглость мышления. Также некоторое влияние оказывает жизненный опыт, воображение.

В заданиях этого субтеста предлагаются по три слова. Между первым и вторым существует определенная связь. После третьего слова - прочерк. Из пяти прилагаемых к заданию вариантов необходимо выбрать такое слово, которое было бы связано с третьим таким же образом, как и первые два.

Пример: дерево - строгать, железо - ? а) чеканить, б) сгибать, в) лить, г) шлифовать, д) ковать.

Субтест 4. Способность к классификации

   Наиболее релевантное для вербального интеллекта задание. Показывает развитость понятийного мышления, абстрактно-логических способностей.

Испытуемый должен обозначить два слова общим понятием. Пример: Дождь - Снег. Правильным ответом будет общее понятие "осадки"

Субтест 5. Практическое математическое мышление

   Задания на счет - арифметические задачи. Отражает сформированность математических навыков, умение считать в уме.

Пример: Сколько километров пройдет товарный поезд за 7 часов, если его скорость 40 км/ч?

Субтест 6. Теоретическое математическое мышление

   Отражает способность к абстрактным математическим размышлениям. В заданиях даются ряды чисел. Требуется установить закономерность в этом ряду и продолжить его.

Пример: 6, 9, 12, 15, 18, 21, 24, ? В этом ряду каждое следующее число больше предыдущего на 3. Поэтому правильным ответом будет 27.

Субтест 7. Двухмерное пространственное мышление

   Испытуемому даются в качестве образца пять простых геометрических фигур (например круг или треугольник). Каждое задание включает в себя изображение маленьких кусочков, собрав которые в уме можно понять какая фигура была разрезана.

Субтест 8. Трехмерное пространственное мышление

   Задание похоже на предыдущее. Только в качестве образца пять объемных кубиков. Задание включает изображение кубика, повернутого некоторым образом. Надо угадать, какой из образцовых кубиков представлен.

Субтест 9. Мнемические способности

   На успешность выполнения задания влияет как способность к сосредоточению внимания, так и способность к сохранению в памяти усвоенного. В одном субтесте оценивается, пусть и довольно грубо, внимание, кратковременная и долговременная память.

На 3 минуты испытуемым предъявляется таблица-стимул, которую надо запомнить. В этой таблице пять строк, в каждой из которых содержится пять слов, объединенных еще одним. Пример: Цветы: тюльпан, жасмин, гладиолус, гвоздика, ирис. Животные: зебра, уж, бык, хорек, тигр...

По истечении трех минут таблицы-стимулы собираются психологом, а испытуемым предлагается ответить на вопросы такого рода: С буквы "б" начиналось слово: а) растения; б) инструменты; в) птицы; г) произведения искусства; д) животные.

Интерпретация

   Амтхауэр предполагал, что с помощью данного теста можно судить о структуре интеллекта испытуемых (по успешности выполнения каждого субтеста). Для грубого анализа "умственного профиля" он предлагал подсчитать отдельно результаты по первым четырем и по следующим пяти субтестам.

Если суммарная оценка первых четырех субтестов превышает суммарную оценку следующих пяти субтестов, значит у испытуемого больше развиты теоретические способности. Если наоборот, то практические способности.

Литература

Гуревич К. М. Психологическая диагностика. Учебное пособие. М., 1997.

 


См. также

Психодиагностика

 


Рейтинг@Mail.ru    RSS RSS    azps@azps.ru