Тест структуры интеллекта Рудольф Амтхауэр разработал в 1953 году. Последняя редакция осуществлена Амтхауэром в 1973 году и предназначена для измерения уровня интеллектуального развития лиц в возрасте от 13 до 61 года.
В СССР, а потом России адаптированные варианты теста Амтхауэра широко использовался и используется при обследовании старшеклассников. В нашей стране получены данные о достаточно высокой надежности и валидности этого теста (М. К. Акимова с соавторами, 1984). Некоторые адаптации (например ТУС - тест умственных способностей) содержат шкалу IQ, нормированную по отечественной выборке.
Тест отличается хорошими показателями:
- коэффициент ретестовой надежности (интервал 1 год) - 0,83 - 0,91;
- коэффициент параллельных форм - 0,95;
- коэффициент надежности частей теста (по методу "расщепления") - 0,97;
- валидность, определяемая по связи с успеваемостью, - 0,46;
- валидность, определяемая по связи с экспертными оценками уровня интеллектуального развития - 0,62.
Изначально тест Амтхауэра предназначался для диагностики уровня общих способностей в связи с проблемами профессиональной психодиагностики. При его создании автор исходил из концепции, согласно которой интеллект является специализированной подструктурой в целостной структуре личности. Интеллект тесно связан с другими компонентами личности, такими, как волевая и эмоциональная сферы, интересы и потребности. При этом интеллект понимался Амтхауэром как единство некоторых психических способностей, проявляющихся в различных формах деятельности.
В структуру интеллекта по Амтхауэру попали следующие компоненты:
- вербальный (четыре субтеста),
- счетно-математический (два субтеста),
- пространственный (два субтеста),
- мнемический (один субтест).
Итого, тест Амтхауэра включает в себя девять субтестов. При этом каждый субтест направлен на измерение различных конкретных функций интеллекта. Кроме 4, 5, и 6-го субтестов везде используются задачи закрытого типа.
Общее время обследования (без подготовительных процедур и инструктажа испытуемых) - 90 минут. Время выполнения каждого субтеста ограничено и колеблется от 6 до 10 минут.
Задача испытуемого заключается в том, чтобы закончить предложение одним из приведенных слов. Пример задания: Противоположностью понятия "верность" является а) любовь; б) ненависть; в) дружба; г) предательство; д) вражда.
В задачах испытуемому предлагается пять слов, из которых четыре объединены определенной смысловой связью, а одно лишнее. Это слово и следует выделить в ответе. Пример: а) рисунок, б) картина, в) графика, г) скульптура, д) живопись.
В заданиях этого субтеста предлагаются по три слова. Между первым и вторым существует определенная связь. После третьего слова - прочерк. Из пяти прилагаемых к заданию вариантов необходимо выбрать такое слово, которое было бы связано с третьим таким же образом, как и первые два.
Пример: дерево - строгать, железо - ? а) чеканить, б) сгибать, в) лить, г) шлифовать, д) ковать.
Испытуемый должен обозначить два слова общим понятием. Пример: Дождь - Снег. Правильным ответом будет общее понятие "осадки"
Пример: Сколько километров пройдет товарный поезд за 7 часов, если его скорость 40 км/ч?
Пример: 6, 9, 12, 15, 18, 21, 24, ? В этом ряду каждое следующее число больше предыдущего на 3. Поэтому правильным ответом будет 27.
На 3 минуты испытуемым предъявляется таблица-стимул, которую надо запомнить. В этой таблице пять строк, в каждой из которых содержится пять слов, объединенных еще одним. Пример: Цветы: тюльпан, жасмин, гладиолус, гвоздика, ирис. Животные: зебра, уж, бык, хорек, тигр...
По истечении трех минут таблицы-стимулы собираются психологом, а испытуемым предлагается ответить на вопросы такого рода: С буквы "б" начиналось слово: а) растения; б) инструменты; в) птицы; г) произведения искусства; д) животные.
Если суммарная оценка первых четырех субтестов превышает суммарную оценку следующих пяти субтестов, значит у испытуемого больше развиты теоретические способности. Если наоборот, то практические способности.