В психологии к социально-психологическим феноменам принято относить все те изменения в поведении человека, которые происходят под воздействием других людей - даже при одном их присутствии. Как правило, к разряду социально-психологических феноменов относят лишь многократно проверенные экспериментально закономерности, а не просто наблюдения и догадки. Социально-психологический феномен должен обладать некоторой устойчивостью: он характерен для людей разного возраста, социального статуса, разных социальных, в том числе этнических, групп.
Принято считать, что социально-психологические феномены стали изучаться после того, как в начале двадцатого века психолог Норманн Триплет, прогуливаясь в парке, заметил, что велосипедисты едут быстрее, если в парке есть люди (это объясняется тем, что велосипедисты были озабочены мнением окружающих о своих физических кондициях). Это положило начало серии экспериментов, в которых испытуемые занимались разными делами то наедине с собой, то в присутствии наблюдателей. Так родился вывод о том, что с механической, физически тяжелой работой человек справляется лучше, если на него смотрят, а с той, что требует творческих и интеллектуальных затрат, - без свидетелей.
На сегодняшний день выявлено огромное количество социально-психологических феноменов (разной степени полезности). Примеры:
Стратегия межгруппового поведения, основанная на тенденции благоприятствовать чужой группе (аутгруппе) в ущерб собственной (ингруппе). Противоположен ингрупповому фаворитизму.
Одно из ключевых понятий политической психологии, отражает ресурс влияния одних людей над другими. Имеется большое количество определений власти. Самое общее, данное Б. Расселом, гласит: "Власть - достижение намеченного эффекта".
Отождествление себя с обобщенным образом члена какой-либо социальной группы или общности, за счет которого происходит принятие, часто некритическое, ее целей и ценностей.
Стиль мышления людей, которые полностью идентифицируют себя с конкретной социальной группой. При этом создается ситуация, когда единомыслие становится большей ценностью, чем следование логике и рациональному выбору решений.
Социально-психологический феномен - утрата индивидами самосознания и самобытности; возникает в групповых ситуациях, которые гарантируют анонимность и не концентрируют внимание на отдельном человеке.
Социально-психологический феномен: должным образом замотивированная социальная группа и при определенной организации ее работы способна на интеллектуальные прорывы, которые не может обеспечить индивидуальное мышление.
Состояние социальной изоляции, тревоги и депрессии, развивающееся при внезапном изменении среды обитания (попадание в условия чуждой культуры или возвращение к своей после длительного перерыва) или вынужденной необходимости приспосабливаться к различным традициям и устоям общества. Состояние часто встречается среди иммигрантов, но может развиваться и при радикальных изменениях общества.
Понятие социальной психологии, обозначающее более высокий уровень рискованности действий, на которые решается группа, в сравнении с действиями отдельных ее членов, выступающих автономно.
Социально-психологический феномен, заключающийся в снижении производительности деятельности, ее скорости и качества, когда она совершается в присутствии других людей.
Социально-психологический феномен, заключающийся в повышении производительности деятельности, ее скорости и качества, когда она совершается или просто в присутствии других людей, или в ситуации соревнования.
Социально-психологический феномен, заключающийся в том, что если человек определяет ситуацию как реальную, то ситуация станет реальной по своим последствиям.
Феномен социального восприятия, основанный на существовании в каждой культуре специфических эталонов для восприятия и оценки внешности другого человека, позволяющих интерпретировать его как определенный тип личности.
Феномен социальной психологии. Проведенный специалистами Гарвардского университета (Э. Мэйо и др.) эксперимент на предприятии Вестерн электрик в Хоторне показал, что рост производительности труда может быть связан с установлением нормального общения между работниками.
Особенность принятия решения, характеризующаяся переоценкой вероятности события в том случае, если человек уже имел с ним дело и может вспомнить из своего опыта соответствующие примеры, особенно при их яркой эмоциональной окрашенности.