Группы бывают: большими и малыми, от двух человек и более, условными и реальными. Реальные группы делят на малые и большие, официальные и не официальные, устойчивые и ситуативные, организованные и стихийные, контактные и неконтактные.
Детскому коллективу присущи общность целей и адекватность мотивов предметно-практической совместной деятельности, забота об общем результате, определенные организация и характер общения, широкая система коллективных связей.
Исследование американским психологом Н.Триплетом (1887 г.) эффективности индивидуального действия, выполненного в одиночку и в условиях группы, принято считать первым экспериментальным исследованием в социальной психологии.
В психологической литературе приводится много различных подходов к проблеме классификации малых групп: называются разные числа и основания этих классификаций. В настоящее время известно около 50 различных оснований классификаций групп.
Малая группа - это немногочисленные по составу объединения людей, члены которого имеют общую цель и находятся друг с другом в непосредственных личных контактах.
Малую группу характеризует психологическая и поведенческая общность ее членов, которая выделяет и обособляет группу, делает ее относительно автономным социально-психологическим образованием.
Для индивида, входящего в группу, осознание принадлежности к ней осуществляется прежде всего через осознание факта некоторой психической общности с другими членами данной социальной группы.
Этнос - устойчивая в своём существовании группа людей, осознающих себя её членами, на основе любых признаков, воспринимаемых как этнодифференциирующие. Членами этноса он осознаётся как уникальная, самобытная группа, не имеющая близких аналогов.
Во-первых, нормы включают в себя достаточно четкие представления о том, какое поведение является приемлемым. Во-вторых, существует некие соглашения между членами группы, касающиеся этих представлений.
Теория ролей рассматривает личность с точки зрения ее социальных ролей. Относится к социологизаторским концепциям, утверждая, что социальная среда есть решающий фактор развития личности и выдвигает на первый план значение ролевого поведения людей.
Люди вступают в группы потому, что им необходимо объединяться друг с другом, потому что они чувствуют необходимость общественного взаимодействия. Группы могут предоставлять информацию о ком-то конкретном и о внешнем мире вообще.
Набор из двух или более индивидуумов, которые взаимодействуют друг с другом таким образом, что каждый из них оказывает влияние и сам подвергается влиянию каждого другого.