Ниже приведен пример структуры эклектичной психологической консультации (Е. Gilland, 1989). Эта системная модель, охватывающая шесть тесно связанных между собой стадий, отражает универсальные черты психологического консультирования или психотерапии любой ориентации.
- необходимо внимательно выслушать клиента, говорящего о своих трудностях,
- проявить максимальную искренность, заинтересованность,
- проявить эмпатию, заботу,
- не прибегать к оценкам и манипулированию,
- следует поощрять клиента к углубленному рассмотрению возникших у него проблем,
- фиксировать чувства клиента, содержание высказываний, невербальное поведение.
- необходимо уточнять проблемы до тех пор, пока клиент и консультант не достигнут одинакового понимания,
- проблемы формулировать в конкретных и прозрачных понятиях,
- точно выделять ключевые проблемы,
- если при определении проблем возникают трудности, неясности, то надо вернуться к стадии исследования.
- максимально использовать открытые вопросы (а не закрытые, предполагающие ответ "да" или "нет"),
- всячески побуждать клиента к высказыванию, генерации всевозможных альтернатив,
- помогать выдвигать дополнительные альтернативы, которые клиент самостоятельно не может сформулировать, но не навязывая своих (консультанта) решений,
- фиксировать альтернативы, заботясь о том, чтобы ни одна из них не была забыта (для этого их можно записывать).
Таким образом, этот этап является своего рода "мозговым штурмом".
- составлять реалистичный план решения проблем,
- всячески побуждать клиента к серьезному отношению к планированию, избегать игровитости,
- если какие-то проблемы не могут быть полностью разрешены, помочь клиенту смириться с тем, что эти проблемы относятся к роду неразрешимых,
- критиковать альтернативы с разных точек зрения (какая приведет к наилучшему результату, какая требует затраты слишком больших ресурсов, что было бы наиболее рационально и т.д.),
- решить, какими средствами и способами клиент проверит реалистичность выбранного решения (ролевые игры, "репетиция" действий и др.)
- помочь клиенту усвоить, что частичная неудача - еще не катастрофа и следует продолжать реализовывать план решения проблемы, связывая все действия с конечной целью,
- укрепить дух клиента, помочь осознать, что деятельность не носит запредельно сложного характера, что задачи вполне решаемы,
- работать с сомнениями,
- если клиент потерял тонус, подбодрить его, освежить в воображении картину желаемого финала в развитии событий.
- проследить, не возникли ли новые проблемы в процессе решения старых,
- критически отнестись к результату,
- вернуться к предыдущим стадиям, если в этом есть необходимость.
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я