Раппорт

   Установление специфического доверительного контакта между двумя людьми или между человеком и социальной группой; психическое состояние доверия к собеседнику.

Термин "раппорт" ввел Ф. Месмер для обозначения физического контакта, благодаря которому происходила передача «магнетического флюида» от гипнотизера пациенту при «месмеризации». Так в то время пытались объяснить феномен гипноза. С начала двадцатого века термин «раппорт» обозначает тот специфический, тесный вербальный контакт между гипнотизером и гипнотизируемым во время сеанса гипноза.

Широкое хождение термин имеет в психоанализе, где под раппортом понимается взаимное согласие, эмоциональная связь между клиентом и психоаналитиком. Раппорт считается необходимым условием для осуществления эффективного психоанализа. Раппорт в психоанализе связывают с переносом.

Активно задействуется раппорт в НЛП, где он понимается широко: как установление отношения доверия между двумя (или более) людьми. В НЛП, как и психоанализе, разрабатываются технологии раппорта, хотя в основном и фантастические. Для раппорта производится «подстройка» под репрезентативные системы клиента, под темл дыхания (позу, жесты и др.), под вербальное поведение.

Исследования специалистов из разных наук показывают важность значения раппорта в разных ситуациях жизнедеятельности. Установление раппорта, например, между врачом и пациентом способно и повысить удовлетворенность лечением, и снизить риск врачебной халатности, и ускорить выздоровление, и даже снизить потребность в болеутоляющих.

Раппорт можно наблюдать в разных сферах жизнедеятельности общества. Так, например, раппорт в той или иной степени устанавливается между преподавателем и группой обучающихся. Последние обычно значительно больше доверяют тому преподавателю, который с ними уже давно работает.

Ценность раппорта для психолога базируется на том, что меняется и поведение клиента, и самого психолога. Клиент испытывает больше доверия, лучше идет на контакт, более восприимчив к рекомендациям и методам психологической коррекции. Психолог в большей степени раскрывает свои таланты и профессиональные умения, он глубже вникает в проблемы клиенты, у него повышается уровень эмпатии.

Однако не следует забывать, что у раппорта есть оборотная сторона: при нем значительно понижается уровень критичности. Иногда это на пользу. Если клиент будет постоянно сомневаться, критиковать высказывания психолога, такая психологическая консультация далеко не продвинется. Если психолог-консультант имеет малый опыт консультирования и вообще еще не состоялся как профессионал, его рекомендации, не встреченные критическим анализом клиента, могут натворить много бед.

 


См. также

Психологическая консультация

 


Рейтинг@Mail.ru    RSS RSS    azps@azps.ru