Консультирование тревожных клиентов

   Психологическое консультирование тревожных клиентов имеет некоторую специфику, связанную как с личностными особенностями клиента, так и с его поведением во время консультаций.

В нормальном состоянии человека чувство, ощущение тревоги предупреждает об опасности, угрозе. Это чувство тревоги не только предупреждает об опасности, но и побуждает к избеганию её. Тревожность имеет не меньшую ценность, чем боль. Если боль предупреждает о внутренней проблеме организма, то тревога - о внешней угрозе.

З. Фрейд определяет тревожность как сигнал со стороны Ego, предупреждающий индивида о внутреннем конфликте. В данном случае тревожность рассматривается как весьма длительное состояние тревоги, затрагивающее всю личность. Данный конфликт - с точки зрения психоанализа - происходит между неприемлемыми импульсами бессознательного и психическими силами, направленными на подавление этих импульсов. Тревожность - сигнал не только предупредительный, но и защищающий от конфликтов, потому что задействует механизмы психологической защиты.

В психоанализе тревожность рассматривается как интрапсихическое явление, то есть обусловленное внутренне. Тревожность связывается с внешними объектами лишь в той мере, в какой они стимулируют внутренние конфликты человека. Тревожность в отличие от страха обычно представляет собой реакцию на воображаемую, неизвестную угрозу.

Психоналитики считают, что в основе тревожности всегда лежат внутренние конфликты личности. Иными словами тревожные люди всегда представляются невротиками. Сложно не согласиться с тем, что часто так и бывает. Однако не во всех случаях тревожность можно рассматривать как невроз. Длительное состояние тревожности может быть вызвано исключительно внешними факторами. К примеру, человек длительное время ожидает сокращения; он боится его, потому что объективно для него это является жизненной катастрофой; вместе с тем, работник плохо ориентируется в ситуации, не знает что он может сделать в этой ситуации, что еще сильнее усиливает тревожность; как только угроза сокращения полностью исчезает (уволили, например, других людей), в кратчайшие сроки тревожность исчезает.

С физиологической точки зрения тревожность является реактивным состоянием. Она вызывает физиологические изменения, подготавливающие организм к одному из инстинктивных способов спасения:

- нападению (активному сопротивлению),

- отступлению (бегству),

- замиранию (пассивному сопротивлению).

Специфика тревожности состоит в том, что человек еще не определился еще с тем, как ему быть. Вместе с тем он в своем воображении проигрывает разные варианты действия. Активное сопротивление и бегство требуют мобилизации: возбуждается сердечно-сосудистая система, угнетается деятельность пищеварительного тракта (одним словом, возбуждается симпатический отдел нервной системы). При пассивном же сопротивлении требуется быть тихим и незаметным, стремиться вызвать жалость и сострадание со стороны окружающих. Тревожный человек проигрывает в своей голове разные варианты поведения. Отсюда у него возникает неуравновешенное состояние, "тревожная лихорадка".

В большинстве случаев все же в целом у тревожности имеется характерный знак. Одни люди в состоянии тревожности испытывают хроническое перевозбуждение: у них пропадает сон, аппетит, им очень сложно успокоиться, они постоянно взвинчены. У других людей наоборот: повышается сонливость, они постоянно испытывают чувство голода, им сложно сосредоточиться, хочется постоянно отдыхать.

У тревожности имеется широкий спектр физиологических реакций. Это объясняет, почему продолжительная тревожность вызывает психосоматические расстройства, а само состояние тревожности нередко "маскируется" жалобами соматического характера. Иногда в кабинет психолога или психотерапевта такие клиенты попадают через кабинет врача общей практики.

Как уже было сказано, тревожность не обязательно имеет хронический, нездоровый характер. Во многих ситуациях она объективна и исчезает после налаживания ситуации. На психологических консультациях однако нездоровая тревожность встречается значительно чаще. И все равно первым делом следует разобраться с характером тревожности - насколько она невротизирована.

Часто клиенты сами начинают жаловаться на тревожность как на мучительное, непроходящее состояние, нередко сопровождаемое неприятными физическими ощущениями. Психологически такой клиент чувствует, что с ним происходит что-то неладное, однако не может конкретизировать свое недомогание и не знает, когда и где с ним снова произойдет подобная безымянная трагедия. Такого рода жалобы однозначно свидетельствуют о том, что тревожность перестала носить лишь объективный характер, она обрела уже и субъективные смыслы. Теперь если даже объективная угроза полностью исчезнет, тревожность сразу не пропадет, она продолжит подпитываться теми самыми субъективными смыслами.

Как отметил Р. Кочунас, человек, постоянно испытывающий тревожность, живет как бы под темным небом и не способен преодолеть напряжение ни усилиями собственной воли, ни с помощью близких. В таком состоянии обычно и попадают к консультанту. Даже немотивированная объективно тревожность часто обостряется и становится все более трудно переносимым состоянием. Крайне болезненный характер тревожность может принять у людей с выраженными шизоидными чертами - за счет бредовых, изощренных построений.

Тревожные переживания затрагивают всю жизнь, всю личность человека. Если бы тревожность вызывалась лишь частной проблемой, требующей решения, то это состояние можно было бы назвать озадаченностью. Если проблема требует интеллектуального решения, это была бы интеллектуальная озадаченность. Если требовалось бы поработать мускулами, это была бы физическая (физиологическая) озадаченность. Но состояние тревожность вызывается не проблемой, а проблемной ситуацией. И поэтому человек испытывает потребность не в решении частной задачи, а в изменении отношений с ситуацией: или приспособиться к ней, или изменить ее в лучшую сторону, или убежать от ситуации совсем.

Поэтому проблемная ситуация задевает человека целиком. И поэтому неопределенная тревожность это одно состояние. Не может быть две тревожности. Если возникают новые проблемные ситуации, общая тревожность усиливается. Если какие-то проблемные ситуации решаются, общая тревожность снижается. Если у человека раньше были лишь проблемы на работе, а потом вдруг появились серьезные проблемы дома, то не возникает еще одна тревожность, просто повышается общий ее уровень.

В результате неопределенная тревожность особенно угнетает при образовании новых неблагоприятных жизненных обстоятельств. Каждая новая проблема теперь повышает уровень общей тревожности, и это человека беспокоит все сильнее и сильнее. Вместо того, чтобы направить свои усилия на решение отдельной проблемы, человек ищет способы снижения общей тревожности.

Самое плохое, возможно, здесь заключается в том, что человек начинает избегать новых проблем. Каждая новая проблема для него - новое мучение. Когда существует постоянная угроза социальному положению, финансовому благополучию и т. п., то все вокруг представляется потенциально угрожающим. Человек перестает идти на контакт, он избегает проблем, возникающие проблемы он не решает. В результате с объективной стороны жизненная ситуация лишь ухудшается, что еще больше отодвигает сроки преодоления тревожности.

Понятно, что многие люди со временем приходят к выводу о том, что с неприятными ощущениями надо бороться как-то иначе, нежели решением объективных проблем. Кто-то находит выход в алкоголе и наркотиках, кто-то в лекарственных средствах (например антидепрессантах), кто-то в способах ухода от действительности (например азартных, компьютерных играх). Все это сильнее запутывает ситуацию.

Работа психолога с клиентом, который обратился из-за постоянной тревожности, утомительна, так как сложно понять, а потом клиенту трудно объяснить, какие проблемы скрыты за этими изнуряющими переживаниями. Консультант должен уметь разглядеть разные "лики" тревожности, поскольку тревожность часто проявляется не напрямую, а "перевоплощается".

Примеры маскировки тревожности:

- "Я раздражен",

- "Я в напряжении",

- "У меня слабость",

- "Я всего боюсь",

- "Мне грустно",

- "Я постоянно просыпаюсь по ночам",

- "Я не чувствую себя самим собой",

- "В присутствии жены у меня болит голова",

- стучание пальцами по столу,

- кручение пуговиц,

- докучливое моргание глазами,

- постоянные почесывания,

- переедание,

- чрезмерное пьянство или курение,

- навязчивая потребность покупать вещи,

- раздражительность,

- агрессивность,

- язвительность,

- навязчивое стремление шутить,

- болтливость или наоборот молчаливость и др.

Разумеется, каждый из этих примеров нельзя рассматривать в качестве однозначного симптома тревожности. Тревожность выясняется в первую очередь из разговора с клиентом. Эти примеры приведены для того, чтобы показать, что состояние тревожности вносит в процесс консультации много хаоса, "мусора". И с этим тоже приходится работать.

Например, если психолог видит, что клиент сильно болтлив, и эта болтливость является лишь маскировкой неуверенности в себе, связанной с тревожностью, то все равно словесный поток не следует прерывать, нужно лишь уделить внимание характерным, значимым деталям, за которые можно уцепиться в дальнейшей работе. Непрерывное говорение - это своеобразная форма самозащиты, которую неосмотрительно сразу ломать.

Тревожные клиенты часто перебивают консультанта, особенно в тех моментах, которые обещают некие неприятные переживания. Они часто отрицают слова психолога - лишь потому, что уже привыкли отрицать все то, что касается переживаний, - дабы их не усиливать. Психологу поэтому при работе с тревожными клиентами следует очень внимательно следить и за своими интонациями, и за своими словами. Некоторые вопросы или высказывания могут серьезно ранить клиента, однако сам клиент может понимать, что без ответов на такие вопросы ему будет сложно решить свои проблемы. От того, каким тоном, в каких выражениях высказывается консультант, будет зависеть решится ли клиент на глубокий контакт или же продолжит свои метания.

Тревожные клиенты могут вести себя по-разному. Некоторые из них защищаются от тревожности парадоксальным путем. Они с хода "берут быка за рога": открыто и демонстративно рассказывают о своих проблемах и заботах, а потом спрашивают, что им делать. Чаще всего такое поведение отражает скрытую враждебность к консультанту и/или процессу консультирования. Клиент на самом деле не собирается исполнять "предписания", он вообще сомневается в ценности такого рода взаимодействия. Тревожный клиент совсем не отличается эмоциональной уравновешенностью. Прямо по ходу даже одной встречи он может несколько раз поменять "тактику" своего поведения.

При работе с тревожными клиентами каждому консультанту хотя бы раз придется столкнуться с ситуацией, когда он серьезно усомнится в психическом здоровье подопечного. К этому его может подтолкнуть явно неадекватные слова и поступки клиента. Кто-то может принести на консультацию марки, которые он коллекционирует, и попытается увлечь своим хобби психолога. Кто-то начнет петь, показывая достоинства своего голоса. Кто-то займется вульгарным сексуальным домогательством. Кто-то будет откровенно фабулировать, придумывая себе подвиги. Разумеется, никогда не следует забывать, что на консультацию могут прийти психически нездоровые люди. Однако всегда следует понять внутреннюю логику человека. Не есть ли это поведение лишь проявление тревожности, не уходит ли клиент от решения своих ключевых проблем, не саботирует ли тем самым он весь процесс консультирования.

Литература

Р. Кочунас. Основы психологического консультирования. М., 1999.

 


См. также

Психологическая консультация

 


Рейтинг@Mail.ru    RSS RSS    azps@azps.ru