Психологическая консультация по своей специфике является весьма самобытным видом деятельности. Она не похожа, например, на общение клиента со специалистом техподдержки или на прием врачом пациента. Проблемы, с которыми приходят к психологу, очень разнообразны и при этом неоднозначны. Поэтому реальный процесс консультирования часто отходит от указанных в литературе ориентировочных норм и алгоритмов. Психолог-консультант вынужден во многом действовать творчески, по ситуации.
Важны не схемы, а компетенция
Как известно, в шахматах дебют - это стандартное начало. Все эффективные дебюты давно уже изучены: "Испанская партия", "Защита Филидора", "Центральный дебют" и другие. Профессиональные шахматисты начинают партию с одного из дебютов, потом после какого-то хода начинают уже проявлять собственное творчество. Понятно, что изобразить из себя профессионала в шахматном дебюте просто: для этого надо выучить все дебюты. Настоящий же профессионализм виден лишь по дальнейшей игре и по итогу ее.
Так и в психологической консультации. Схемы важны, но лишь для некоторой структуризации консультации, для стандартного ее начала. Дело в том, что к психологу обычно приходят совершенно незнакомые люди. И чем меньше психолог знает о клиенте, тем стандартнее себя он будет вести.
Лишь профессиональная компетенция, которая включает в себя в том числе развитость личностных качеств, определяет конечный результат консультации: будет ли побеждена проблема или окажется побежденным консультант.
Не бывает двух одинаковых клиентов и ситуаций консультирования
Человеческие проблемы только извне и в первом приближении могут казаться схожими, однако поскольку они возникают, развиваются, существуют в контексте уникальных человеческих жизней, то и сами проблемы в действительности являются уникальными. Поэтому каждое консультативное взаимодействие уникально и неповторимо.
В этой связи можно даже изложить эффективную максиму: если психологу кажется, что новый клиент очень похож на одного из старых (или не клиенты похожи, а их ситуации), то это значит, что психолог собрал мало сведений о клиенте, его ситуации.
Надо быть готовым ко всякому развитию ситуации консультирования
В процессе общения с психологом клиент довольно интенсивно для себя узнает много нового: про себя, про других людей, про ситуацию. Новые знания могут породить новые эмоции, при этом довольно сильные. Новые эмоции - породить новые идеи, цели, задачи. Психолог не может контролировать (хотя бы полностью) ход мыслей клиента, его чувства, поэтому надо быть готовым к резким изменениям в эмоциональном состоянии клиента и даже к проявлениям агрессии.
Консультант - тоже человек, между ним и клиентом формируются и развиваются отношения. У клиента по отношению к психологу могут сформироваться дружеские чувства, клиент может даже влюбиться в психолога. И поэтому действовать в ситуации консультирования клиент может, исходя не из собственных интересов, а из чувства расположенности. Это тоже надо постоянно рефлексировать, подталкивать клиента к конструктивному взаимодействию.
Работа с чувством ответственности
Клиент пришел к психологу. Это может означать, что ему не хватает собственного разума, собственных сил для решения проблемы. Но может означать и то, что клиенту просто хочется свалить на кого-то ответственность за принятие непростых для себя решений ("Это психолог мне сказал, что я должна отдать ребенка в детский дом... развестись... бросить работу... снова начать курить... дать ей пощечину...").
Это тоже важно понимать. Всяческими способами надо выяснить: в какой степени вообще у клиента развито чувство ответственности за собственную жизнь, собственные действия. Если психолог выявил боязнь ответственности, то можно и стоит попробовать подтолкнуть клиента к развитию чувства ответственности. Но здесь важно понимать то, что это - ядерная черта характера, она быстро поменяться не может. В большинстве случает клиент будет соглашаться лишь на словах: "Да-да, я понял, что важно принимать ответственность за собственную жизнь".
Во многом чувству ответственности антагонистичен гедонистическая направленность личности. Поэтому при работе с безответственностью лучше всего показывать положительные, приятные стороны в чувстве ответственности: "Если вы добьетесь этого, то это будет лично ваша заслуга, ваша личная победа, и вы будете просто счастливы этим".
Работа с чувством безопасности
Многие клиенты полностью открывают свою душу психологу, и делают это, возможно, в первый раз в своей жизни. Поэтому для них ощущение безопасности - очень и очень важно. Они должны быть уверены, что психолог со своей стороны не "плюнет им в душу", что он не пойдет сплетничать, что не будет выкладывать услышанную историю в интернете.
Если клиент не хочет делать чего-то, то и ладно. У психолога должен быть в запасе альтернативный подход.
Компетентный консультант знает уровень своей профессиональной квалификации и собственные недостатки, он ответственен за соблюдение правил этики и работу на благо клиентов.
Ожидание эффекта
Обычно эффект от психологической консультации растянут во времени. Допустим, сегодня психологу удалось помирить супружескую пару. Но не разгорится ли пламя ссоры еще сильнее через несколько дней? Может быть и наоборот, сегодня психологу не удалось помирить, но прошло несколько дней - супруги осознали сказанные консультантом слова и помирились.
Не стоит ждать эффекта слишком скоро. Это должен понимать и психолог, и его клиент. Однако при этом надо настраивать клиента на то, чтобы он всячески старался приблизить день окончательного решения проблемы.
Любая консультация включает в себя и работу с эмоциями человека, и с его разумом. Если не преодолеть эмоциональные проблемы, то все разумные слова психолога уйдут в никуда. Если сосредоточиться только на эмоциях, успокоив человека, но не поддержав его разум, то волнения скоро вернутся.
Время тоже лечит
Некоторые проблемы (в основном кризисного характера) в принципе неразрешимы. Психолог может снять острый эмоциональный стресс, но и только. Чувство горя все равно останется. С этим стоит только смириться. Как известно, время лечит душевные травмы.
Литература
Кочунас Р. Основы психологического консультирования. М., 1999.