В 2010 году Международная Ассоциация Эргономики (IEA) приняла следующее определение эргономики: «Научная дисциплина, изучающая взаимодействие человека и других элементов системы, а также сфера деятельности по применению теории, принципов, данных и методов этой науки для обеспечения благополучия человека и оптимизации общей производительности системы».
Предшественницей эргономики является дисциплина «научная организация труда» (НОТ), которая активно развивалась в начале XX века в разных странах, в том числе и СССР. Но в НОТ, особенно западной, больше внимания уделялось повышению производительности труда, снижению издержек - для получения большей прибыли. Основным же предметом эргономики является здоровье работников, комфорт их работы.
Начало современной науки эргономики принято отсчитывать от 1949 года, когда в Великобритании группа английских учёных организовала Эргономическое исследовательское общество. В СССР в 1986 году профессор А. Е. Аствацатуров ввёл термин «инженерная эргономика», определил ее методы и методологическую основу.
Эргономика относится к сугубо прикладным наукам. Самая типичная задача из области эргономики - организация рабочего места. Если речь идет об операторе ПК, то тут в расчет берется расстояние глаз от монитора, угол зрения, посадка на стуле и т.д. Если рассматривается рабочее место токаря, то тут, конечно, не обойтись без вопросов безопасности; важна также поза, в какой работает токарь (если, например, приходится сильно наклоняться, такой токарь быстро устает). Когда анализируется рабочее место пилота, то помимо прочего учитывается особенности восприятия приборов: как лучше выводить, организовывать информацию, как улучшить наглядность, какой шрифт лучше задействовать, какое освещение и т.п.
Предмет эргономики во многом пересекается с предметом инженерной психологии.
Совместимость человека и его рабочего окружения, которая анализируется эргономикой бывает следующих видов:
- антропометрическая совместимость (учет размеров тела человека и отдельных его частей, возможности обзора пространства, положение оператора при работе);
- сенсомоторная совместимость (учет скорости моторных операций человека и его сенсорных реакций на различные виды раздражителей);
- энергетическая совместимость (учет силовых возможностей и запаса мышечной энергии человека при определении усилий, прилагаемых к органам управления);
- психофизиологическая совместимость (учет реакции человека на цвет, цветовую гамму, частотный диапазон подаваемых сигналов, форму и другие эстетические параметры машины);
- психологическая совместимость (учет особенностей общения с другими людьми, иных аспектов).
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я