Техника "Цепочка ассоциаций"

Название. Техника "Цепочка ассоциаций"

Предназначение.

Данная техника поможет в выработке оригинальных идей, неожиданных решений проблемы. Предназначена для неопределенных ситуаций, в которых не ясны все возможные способы решения проблемы.

Техника также способствует общему интеллектуальному раскрепощению, развивает способность к оригинальным решениям.

Технику можно использовать как для самотренинга, так и в программе группового психологического тренинга. Может применяться в тренингах креативности, самоменеджмента, личностного роста и других.

Качества. Интеллектуальная раскрепощенность. Оригинальность

Содержание

Выпишите на листочек вопрос, который мучит вас, или изложите на бумаге проблему целиком, как она есть. Выписывание на бумагу помогает конкретизировать вопрос, сосредоточиться на важных обстоятельствах. Со временем, когда освоите технику, вопрос можно не выписывать, ограничившись четким проговариванием его вслух или про себя.

Вопрос должен быть открытым, то есть предполагать неограниченное или очень большое количество вариантов ответа на него. Примеры открытых вопросов: "Как мне назвать новую статью?", "Что приготовить на ужин?", "Как мне добиться, чтобы меня уважали на работе?". Примеры закрытых вопросов (как НЕ надо): "Надо ли в названии статьи использовать слово "маркетинг" или не надо?", "Может приготовить пельмени?", "Надо ли мне повышать свою квалификацию?".

Отложите листочек в сторону, переверните его. Слегка рассредоточьте свое внимание, как бы пытаясь охватить взором все, что видите вокруг. Какой-то предмет привлек ваше внимание? Хорошо. Название этого предмета будет первым звеном в цепочке ассоциаций. Не бойтесь ошибиться с выбором предмета. Это совершенно не важно, какой именно предмет попадется.

Произнесите вслух название предмета. Если вы не желаете привлекать к себе внимание, пробормочите или прошепчите. Рано или поздно вам в голову придет ассоциация: что что-то происходит с этим предметом или предмет сам является источником какого-то действия. Произнесите вслух описание этого действия. Обратите внимание, что здесь не ассоциация-объект, а ассоциация-действие. Это важно. В данной технике на слово "огурец" нельзя давать ассоциацию "помидор", но можно дать ассоциацию вроде "Огурец растет на грядке".

Следующим этапом, как не сложно догадаться, будет выработка на ассоциацию-действие ассоциации-объекта. Произнеся описание какого-то действия, дождитесь прихода ассоциации-объекта. Объектом может быть и любой предмет, и человек (вымышленный или настоящий), и какое-то место и т.д. В принципе объектом может быть и какое-то явление, какой-то стандартный процесс, называемый одним-двумя словами. По большому счету, разница у ассоциации-объекта и ассоциации-действия заключается в том, что первая состоит просто из называния чего-то ("Огурец", "Лекция"), а вторая является законченным предложением, с подлежащим и сказуемым ("Огурец растет на грядке", "Лекция проходит в аудитории").

Далее на ассоциацию-объект дается вновь ассоциация-действие и т.д. Продолжается это до тех пор, пока у вас не возникнет ощущение, что созрела некоторая важная идея. Попробуйте аккуратно развернуть эту идею, случайно не забыв важную мысль. Возьмите листок бумаги с вопросом, попробуйте исчерпывающе ответить на вопрос.

Со временем у вас будет получаться все лучше и лучше. Вы даже сможете применять данную технику для припоминания какой-то важной, но забытой информации. Не следует очень часто применять технику. Если вы будете второй раз за день генерировать цепочку ассоциаций, их качество может пострадать, потому что предыдущая цепочка может побуждать к аналогичным, шаблонным ассоциациям.

В реальности цепочки ассоциаций могут быть значительно длиннее, нежели в нижеследующих примерах.

Примеры

Проблема "Как мне назвать новую статью?"

- Степлер...

- Степлером скрепляют бумаги...

- Бумага...

- Бумагу изобрели, кажется, в Китае...

- Китай...

- Там живет много китайцев, которые питаются рисом...

- Питание...

- В компьютере есть блок питания...

- Был такой поэт Блок...

- Был такой Серебряный век...

- Серебро...

- Серебро и золото это драгоценные металлы...

- Драгоценности...

- Ага... Может что-то вроде "Драгоценный клиент..."

Проблема "Что приготовить на ужин?"

- Степлер...

- Степлер лежит в подставке...

- Подставка...

- Бывают подставки под чашки с кофе...

- Кофе...

- Кофе нужно чтобы взбодриться...

- Бодрость...

- Слово "бодрость" похоже на "добрость"

- Добрость...

- Нет слова "добрость"

- Русский язык...

- Язык... Может, приготовить язык?

Проблема "Как мне добиться, чтобы меня уважали на работе?"

- Степлер...

- В степлере лежат скобки...

- Скобки...

- В скобках пишется пояснение к чему-то...

- Пояснение...

- Пояснение что-то разъясняет...

- Ясная погода...

- В ясную погоду хорошо съездить на шашлык...

- Шашлык...

- Шашлык надо уметь приготовить...

- Умения...

- Умения приходят с практикой...

- Практика...

- Неплохо было бы попрактиковаться в чем-то новом...

- Новое...

- Может быть, мне освоить какую-то новую область деятельности?

Библиографическая ссылка

1. Техника "Цепочка ассоциаций" [Электронный ресурс] // А. Я. Психология (azps.ru) : [web-сайт]. 15.02.2011. – Режим доступа: http://azps.ru/training/kit/cepochka_asso.html (15.02.2011).

 


См. также

Техники Упражнения личностного роста Упражнения на развитие интеллектуальных способностей

 


Рейтинг@Mail.ru    RSS RSS    azps@azps.ru