Игра "Поглощение"

Объект исследования: механизмы взаимодействия в экстремальных условиях социального выживания.

Обеспечение выживания в конкурентной среде может осуществляться различными способами: обеспечение безопасности внутренними ресурсами до момента их истощения; второй способ - осуществление агрессивной политики поглощения ресурсов конкурентов; третий способ - достижения уровня "интегративной конкурентности" - возможен только при условии, когда совокупный объем ресурсов достаточен для удовлетворения потребностей всех, а уровень социального мышления участников взаимодействия помогает им эффективно решать проблемы группового эгоизма: взаимный страх, недоверие, запрет на информацию и т.п.

Структура игровой модели

Первая фаза эксперимента "Построение социометрической модели" будущего взаимодействия. Каждая группа определяет рейтинг всех групп-участниц (4-6 групп) включая себя. Критерии определяются самостоятельно с ориентацией на возможные преимущества той или иной команды в конкурентной борьбе в переговорных процессах. Во второй фазе группы выписывают акции друг другу в соответствии с тем местом, которые они заняли в рейтинге: например, (при 5 командах) 4 акции - 1 место, 3 - второе место, 2 - 3-е и 1 - 4-е. К примеру , в случае, если группа себя поставила в рейтинге на 2-е место, то, следовательно, она 3 акции выписывает себе.

Существенный момент при переходе к третьей фазе - переговорам и обмену - группа не знает, сколько акций вообще на нее выписано, это предстоит выяснять по ходу игры.

Третья фаза эксперимента - обмен акциями. Конечная цель игры - поглотить другие группы, последовательно собирая контрольные пакеты их акций (51% от общего количества выписанных акций на данную группу). К примеру , если на какую-то группы выписано всего 10 акций, то для того, чтобы сыграть на поглощение, необходимо собрать в раундах обмена не менее 6 акций и затем предложить ведущему рассмотреть их заявку.

Процедура происходит следующим образом: ведущий получив информацию о планах группы на поглощение ею другой, просит предъявить соответствующие акции. Проверив количество и соответствие акций, он обращается к лидеру группы, оказавшейся в зоне риска, с просьбой предъявить их собственные акции своей группы. Если их количество меньше того, что предъявлено группой, идущей на поглощение, то ведущий обращается к другим группам с просьбой предъявить акции "группы риска", которые имеются в их распоряжении. В случае, если группа "поглощения" действительно набрала контрольный пакет акций, то группа-жертва: 1) прекращает свое существование; 2) передает все имеющиеся у ней акции группе "поглощения"; 3) в случае согласия последней, вливается в ее состав, а все акции поглощенной группы переписываются на имя группы-поглотителя. Если выясняется, что контрольный пакет акций не набран, то игра дальше продолжается без последствий, за исключением того, что теперь всем известно о планах и возможностях некоторых групп.

Процедура раундов является наиболее существенным моментом эксперимента. В каждом раунде группа, после подготовки, выставляет одного участника, который располагается за игровым столом, имея в руках не менее двух акций, которые он и предложит другим группам на обмен. По сигналу ведущего участники за игровым столом вступают в переговоры и обмены акциями в свободном порядке (ограничение - участникам после предъявления акций не разрешается далее брать их в руки, сам процесс обмена осуществляет ведущий-посредник в порядке, установленной двумя участниками; в противном случае просто невозможно контролировать процесс и обеспечивать порядок). Запрещено обменивать акции, выписанные на одну группу в связи с бессмысленностью этого действия (если на игровом столе остаются только такие акции, то они изымаются ведущим и раунд объявляется завершенным). Если по истечении срока, установленного ведущим на один раунд, какие-то карточки оказались не обмененными, то они отбираются ведущим, как бумаги не представляющие никакой ценности - их никто не хочет брать. Обмененные акции передаются в группу и в данном раунде больше не используются.

Диагностические параметры эксперимента

Участники быстро устанавливают сходство модели игры с деятельностью биржи, брокерских контор и т.п., но дальнейший анализ показывает, что в эксперименте моделируются наиболее общие схемы взаимодействия социальных групп - субъектов общественных, политических и экономических процессов.

Важное качество для осуществления эффективного социального действия - умение определять соотношение позитивных и негативных факторов ситуации как исходного условия ее возможного изменения. Социальная ситуация взаимодействия - это системное образование и она имеет два ведущих для своей характеристики фактора: особенности структуры коммуникационных связей и их ядро, обеспечивающее общую согласованность и целостность. "Аналитическая оперативность" участников должна вовремя вычислить наиболее опасное сочетание компонентов отношений и наметить пути их преодоления и профилактики.

В данном эксперименте ведущим параметром является соотношение и движение акций, как тенденция к изменению статусных "весов" групп-участниц. Стратегическое мышление сильных лидеров проявляется в первую очередь в организации получения информации о возможностях и намерениях конкурентов, исходя из которой определяется основная стратегия игры под данную ситуацию.

Стратегий может быть две:

игра на выживание и игра на поглощение . Игра на выживание ведется группой в случае, если она опасается угрозы поглощения и в раундах стремится набирать только свои собственные акции. Длительная реализация этой стратегии приводит в конечном итоге к тому, что группа собирает почти все свои акции, обеспечивает себе относительную стабильность, но так же теряет шансы на поглощение других групп, а в очередных раундах ей приходится выставлять на обмен уже только свои акции, что снова может привести к ситуации риска быть поглощенной.

Игра на поглощение - это риск, поскольку одновременно обезопасить себя и набрать контрольный пакет акций другой группы - достаточно редкая возможность. Чаще всего она появляется тогда, когда остальные участники явно проявляют робость и нерешительность и даже потенциальная возможность поглощения "не обнаруживается" кем-то долгое время.

Более менее надежна стратегия ситуативного действия, при которой лидер, распределяя роли в команде, стремится держать под контролем все доступные существенные параметры происходящих событий. Основными центрами игры для команды определяются действия группы, которая представляет опасность (собирает ее акции), и группа, которая выбрана в качестве наиболее потенциальной жертвы. За остальными лидер может установить отстраненное наблюдение. Дополнительные резервы представляет возможность "теневых" переговоров в перерывах между раундами, когда можно согласовать совместные действия во временном альянсе с одним или несколькими конкурентами.
Предельная слабость в социально-ориентационных процессах - медленное осмысление особенностей данного типа взаимодействия. При этом особенность "осмысления" здесь проявляется в необходимости осуществлять _2понимание с одновременным оперативным научением. Речь идет о способности к прогнозированию будущих вариантов развития данной социальной модели взаимодействия и соответствующего изменения внутреннего плана действия. Гибкость, мобильность при переходе от построения внутреннего плана действия к его реализации во внешнем поведении обеспечивает реальный успех и снижает роль случайности. Типичное поведение "будущего победителя" - легкость в отказе от неэффективных действий и оперативность в выработке нового плана.

Игра сама "помогает" осознать несущественность промежуточных итогов. Первый из них, например - начальный рейтинг групп (его можно также назвать статистическим рейтингом ). Он представляет из себя отношение между ожиданиями и опасениями других команд, которое выводится из опыта предыдущих ситуаций взаимодействия.

Более реальным оказывается динамический рейтинг группы - ее способность к наращиванию преимуществ в результате оперативного научения и соответствующей корректировки своих действий. Различие между статистическим и динамическим рейтингами одной группы проявляется в разнице между количеством акций, выписанной на нее в первых фазах эксперимента и игровым результатом в общей цепи поглощений. Часто группа, получившая минимальный статистический рейтинг, оказывается победителем игры, последовательно поглотив все группы.

Психологическое напряжение игры наиболее остро проявляется в последних раундах, когда остается две команды и простая арифметика соотношения их акций предопределяет конечный результат. Но именно этот сценарий часто игнорируется командой, которая "должна" победить. Возможные причины подобной ситуативной "слепоты" иррациональны: потеря контроля за наличием акций у конкурента, внутренние межличностные конфликты в борьбе за лидерство, ошибки участника в раунде за игровым столом.

Важный показатель дееспособности группы - устойчивость, реализация стратегии длительного выживания. Вариативное использование различных стратегий и тактик, лавирование во временных "союзах" может обеспечить группе с низкими потенциалами на поглощение возможность достаточно долго самим избегать "зоны риска". К примеру , одна команда, определив, что в оставшихся трех группах они будут поглощены первыми, тут же просто договорилась с будущими поглотителями о союзе против третьей, достаточно сильном сопернике, претендовавшем на окончательную победу. А далее проявила находчивость: выйдя в последний тур диадного противоборства, не имея шансов на победу, заранее договорилась с победителем об объявлении добровольного слияния двух "корпораций", чем сохранила "сове лицо" и моральное преимущество.

 

 


См. также

Упражнения личностного роста

 


Рейтинг@Mail.ru    RSS RSS    azps@azps.ru