Мнемоническое упражнение "Словесный портрет"

Название. Мнемоническое упражнение "Словесный портрет"

Предназначение.

Упражнение предназначено для развития зрительной памяти, умения составлять словесный портрет.

Качества. Зрительная память. Умение составлять словесный портрет

Содержание

Для развития зрительной памяти необходимо заботиться о том, чтобы зрительные образы, возникающие в сознании, были детальными и яркими. Часто бывает так, что кажется, будто мы хорошо знаем лицо того или иного человека, но стоит задать вопрос о том, какие, например, брови у этого человека, широко или узко посажены у него глаза, то выясняется, что этому образу явно не хватает чёткости и яркости.

Дело в том, что образ формируется схематично и прагматично. Если для нас важно узнавать человека при встрече, то мы будем запоминать лишь самые выдающиеся его особенности, так, чтобы его не перепутать с кем-то иным. Если мы расширим схему своего восприятия, то расширим соответственно и своё зрительное воображение, зрительную память.

Для начала запомните несложную схему построения словесного портрета. Будущих полицейских и работников спецслужб учат по другим, более сложным, схемам. Но для начала хватит и этой.

1. Основные характеристики:

- пол

- возраст

- национальность

- рост

- фигура, телосложение

- шея (высота, толщина, кадык)

- плечи (ширина и наклон)

- грудь (ширина, выступание, полнота)

- спина (ширина, сутулость, выступание лопаток, искривления позвоночника)

- руки (длина, толщина, волосяной покров, особенности кистей и пальцев)

- ноги (длина, толщина, особенности)

2. Голова:

- размер

- форма

- длина волос

- цвет волос

- форма волос (стрижка, наличие залысин)

- форма лица (круглое, овальное, прямоугольное, квадратное, треугольное, ромбовидное, трапециевидное)

- контур лица в профиль (выпуклое, прямое, вогнутое)

- уши (размер, форма, положение, оттопыренность, индивидуальные особенности)

3. Лицо:

- степень полноты лица

- цвет лица

- особенности лица (наличие морщин, родинки, веснушки, ямочки, скулы и пр.)

- морщины (расположение, количество, форма)

- лоб (высокий-низкий, узкий-широкий)

- брови (длина, ширина, густота, положение, форма)

- форма глаз

- разрез глаз

- выпуклость глаз

- цвет глаз

- особенности глаз

- высота и ширина носа

- контур спинки носа в профиль

- форма кончика и крыльев носа

- губы (полные-узкие, выступание губ, приподнятость)

- рот (величина, положение углов)

- зубы (размер, цвет, форма, повреждения, индивидуальные особенности)

- подбородок (высота и наклон в профиль, ширина, иные особенности)

4. Поведенческие признаки:

- походка

- осанка

- привычное положение рук

- жестикуляция

- мимика

- голос и речь (пусть это не зрительный образ, но зато важная характеристика человека)

- индивидуальные манеры

5. Особые приметы:

- анатомические аномалии

- функциональные аномалии

- цветовые аномалии

- шрамы, бородавки, пятна

- хромота

- татуировки

- прочее

6. Одежда и аксессуары:

- общий стиль

- верхняя половина тела (название одежды, фасон, цвет, ткань и прочее)

- нижняя половина тела (аналогично)

- манера носить одежду

- оригинальные отличия

Необязательно сразу всё выучить. Данную схему можете распечатать и носить с собой.

При встрече с каким-нибудь незнакомым или малознакомым человеком окиньте его взглядом, насколько это позволяет ситуация, затем в следующие несколько минут составьте в уме словесный портрет этого человека, двигаясь по схеме.

Со временем, с опытом, у вас выработается свой подход, своя рабочая схема составления словесного портрета. Вам несложно будет заметить в дальнейшем, что ваша зрительная память стала значительно лучше (по крайней мере на образы людей).

Библиографическая ссылка

1. Мнемоническое упражнение "Словесный портрет" [Электронный ресурс] // А. Я. Психология (azps.ru) : [web-сайт]. 16.05.2012. – Режим доступа: http://azps.ru/training/cogn/mnemo_imago_verbalis.html (16.05.2012).

 


См. также

Мнемонические упражнения

 


Рейтинг@Mail.ru    RSS RSS    azps@azps.ru