Направленность личности и воображение

   Как отмечает С. Л. Рубинштейн: "В воображении проявляются все виды и уровни направленности личности; они порождают и различные уровни воображения". Различие этих уровней зависит от того, насколько сознательно и активно отношение человека к этому процессу.

На низших уровнях развития воображения смена образов происходит самотеком, непроизвольно, на высших в ней все большую роль играет сознательное, активное отношение человека к формированию образов. В самых низших и примитивных своих формах воображение проявляется в непроизвольной трансформации образов, которая совершается под воздействием малоосознанных потребностей, влечений, тенденций, независимо от какого - либо сознательного вмешательства субъекта.

При этом образы воображения как бы самопроизвольно трансформируются, всплывая перед воображением, а не формируются им; здесь нет еще собственно оперирования образами. В чистом виде такая форма воображения встречается лишь в предельных случаях на низших уровнях сознания, в дремотных состояниях, в сновидениях. В этих случаях за образом обычно скрываются в качестве движущих сил аффективные моменты потребностей, влечений.

Известна попытка З. Фрейда определить основные преобразования, которым подвергаются образы в этом примитивном виде воображения (сгущение, вытеснение, замещение). В высших формах воображения, в творчестве, образы сознательно формируются и преобразуются в соответствии с целями, которые ставит себе сознательная творческая деятельность человека.

В первом случае говорят иногда о пассивном, во втором - об активном воображении. Различие "пассивности" и "активности" является не чем иным, как именно различием в степени намеренности и сознательности. Соотношение активного и пассивного воображения у человека довольно сильно характеризует общую его направленность. На направленность личности влияет также соотношение воспроизводящего и творческого (преобразующего) воображения. Разумеется, всякое подлинное воображение является преобразующим процессом. Но такое преобразование может быть банальным, трафаретным и более или менее творческим оригинальным преобразованием.

На направленность личности влияет и основание различать воображение, заключающееся в воссоздании заданных (например, в художественном тексте) образов, и выражающееся в самостоятельном создании новых, как это имеет место, например, в творческой деятельности художника.

Также в зависимости от характера образов, которыми оперирует воображение, различают конкретное и абстрактное воображение. Люди с хорошо развитым конкретным воображением интересуются и склонны к более наглядным видам деятельности, нежели люди с абстрактным воображением, способные представить сложные образы, связанные с абстрактными понятиями (например схемы).

Воображаемые образы могут быть: единичными, вещными, обремененными множеством деталей, образами типизированными, обобщенными схемами, символами. Как отмечает С. Л. Рубинштейн, возможна целая иерархия или ступенчатая система наглядных образов, отличающихся друг от друга различным в каждом из них соотношением единичного и общего; соответственно этому существуют многообразные виды воображения - более конкретного и более абстрактного, что тоже находит отражение в направленности личности.

Различие конкретного и абстрактного воображения является различием тех образов, которыми оперирует воображение. Абстрактное воображение пользуется образами высокой степени обобщенности, генерализованными образами - схемами, символами (в математике). Абстрактное и конкретное воображение не являются при этом внешней полярностью; между ними существует множество взаимопереходов.

Воображаемые образы также различаются по их отношению к действительности и к деятельности, долженствующей воплотить мечты в действительность. Здесь существует различие между бездеятельной пустой "мечтательностью", которая служит лишь для того, чтобы дымкой фантазии заслониться от реального дела, и действенным воображением, мечты которого служат толчком к действию и получают воплощение в творческой деятельности.

Теснейшим образом, конечно, связаны между собой воображение и творчество. Однако творчество не является лишь продуктом функционирования воображения, это следует отчетливо понимать. Ведущей, по Рубинштейну, является обратная зависимость: воображение формируется в процессе творческой деятельности. Специализация различных видов воображения является не столько предпосылкой, сколько результатом развития различных видов творческой деятельности. Именно поэтому существует столько специфических видов воображения, сколько имеется специфических, своеобразных видов человеческой деятельности, - конструктивное, техническое, научное, художественное, живописное, музыкальное и т.д. Все эти виды воображения, формирующиеся и проявляющиеся в различных видах творческой деятельности, составляют разновидность высшего уровня - творческого воображения.

Проявление воображения в направленности может быть весьма различным в зависимости от того, в какой мере воображение включается в реальную деятельность. Воображение как мысленное преобразование действительности в образной форме может быть тесно связано с изменением действительности, с ее практическим, действенным преобразованием, а потом оно находит проявление в склонностях человека, начиная с еще школьного периода.

Негативное влияние воображения на направленность возможно в следующем. Из стимула к действию мечта воображения может иногда превратиться и в заместитель действия, перерождаясь в ту пустую мечтательность, которой некоторые люди, как дымовой завесой, заслоняются от реального мира и необходимости его изменять. Роль воображения и его характер существенно определяются тем, что представляют собой его продукты. Одни находят себе легкое и малоплодотворное удовлетворение в мимолетных и праздных мечтаниях, прикрываясь завесой своей фантазии от реального дела. Другие, наделенные достаточными творческими силами, превращают воплощение своего воображения в реальное дело творчества. Направленность одних людей состоит в эксплуатации воображения для достижения значимых результатов, других - просто в беспредметной его эксплуатации.

Следует также отметить, что верно и обратное влияние: направленность личности тоже влияет на воображение. Воображение развивается, совершенствуется, деградирует, как и другие психические процессы. Поскольку направленность личности напрямую определяет виды деятельности человека, то в разных видах деятельности развиваются или изменяются разные стороны воображения.

Литература

Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. СПб., 1998.

 


См. также

Воображение Направленность

 


Рейтинг@Mail.ru    RSS RSS    azps@azps.ru