Человеку свойственно ошибаться, и право каждого человека разбираться в собственных ошибках. Если внутренний мир человека сильно запутан и он перестает различать хорошее и плохое, истинное и ложное, нужное и ненужное, то он скорее всего будет в своей жизни совершать много ошибок, после которых будет обвинять самого себя в них. В данном случае можно говорить о склонности к самообвинению, но эта склонность не является проблемой самой по себе. Психолог, работающий с таким клиентом, может совершить ошибку и начать работать лишь с этой склонностью, не вдаваясь в первопричины ее. Можно убедить клиента в том, что он ни в чем не виноват, что ему не следует стыдиться своих поступков. Испытав временное облегчение, человек опять совершает явную ошибку, и тогда муки самообвинения возобновляются с удвоенной силой.
Часто самообвинение носит демонстративный характер. Человек таким образом ищет положительного, расположенного отношения. Демонстративность самообвинения может быть связана и с социальной желательностью этого (потому что в данной ситуации именно такие реакции и ожидаются). Демонстративное самообвинение может иметь и манипулятивный характер: демонстрируя "внутреннюю боль", человек надеется на поблажку жесты доброй воли.
Склонность к самообвинению имеет характер самостоятельной проблемы в тех случаях, когда у человека в буквальном смысле входит в привычку обвинять только себя в разного рода неудачах и вообще негативных ситуациях. Привычка может подпитываться разными эмоциями, но все равно общий характер склонности - именно привычка. При работе с такой склонностью-привычкой первая задача - убедить клиента в том, что его самообвинение - во многом (не следует забывать про то, что самообвинение может быть обоснованным) результат привычки. Вторая задача - убедить в необходимости бороться с этой привычкой. Третья - найти способ преодоления этой привычки.
Необходимо выявить эмоции, подпитывающие привычку самообвинения. Эти эмоции, что характерно, могут быть самыми разными. Обвиняя себя в совершенно чужих ошибках, человек при этом может испытывать переживания причастности к жизни других людей, хотя на самом деле он одинок и не имеет большого веса в обществе. Если у человека умерли родители, то он может поселить их у себя в голове: обвиняя себя словами и интонациями родителей (одного родителя), человек их как бы оживляет.
В преодолении привычки самообвинения большое значение имеет рациональность. Как правило, у любого негативного события имеется большое (если не огромное) количество причин. Часто именно стечение обстоятельств является основной причиной чего-то негативного. Если человек не в состоянии объективно проанализировать причины неприятного события в своей жизни, то для "тренировки" ему можно посоветовать разобрать похожую ситуацию, к которой он не причастен (что-то похожее наверняка случалось или со знакомыми, или с персонажами книг или фильмов), а уже после этого переходить к анализу собственной ситуации.
Из тягостных состояний самообвинения легче всего выйти, просто вытеснив неприятные переживания. Для этого достаточно заняться любой целенаправленной деятельностью, способной отвлечь внимание и интеллект, а также приносящей хоть небольшие положительные эмоции.