Идеалы

Идеалы - Человеческое поведение имеет источник не только в сфере потребностей человека и его направленности (интересов, склонностей). Большое значение имеет и морально-нравственная сфера, которая целиком определяется идеалами человека - представлениями об образцово-показательном поведении.

Как заметил С. Л. Рубинштейн, мы делаем не только то, в чем испытываем непосредственную потребность, и занимаемся не только тем, что нас интересует. У нас есть моральные представления о долге, о лежащих на нас обязанностях, которые также регулируют наше поведение. Должное, с одной стороны, противостоит индивиду, потому что оно осознается как независимое от человека. Должное является всеобщезначимым, не подвластным субъективному произволу. Идеалы это то, что не подвластно случаю, настроению, сиюминутным мотивам и т.д.

С другой стороны, если мы переживаем нечто как должное, а не только отвлеченно знаем, что оно считается таковым, должное становится предметом наших личных устремлений, общественно значимое становится вместе с тем личностно значимым, собственным убеждением человека, идеей, овладевшей его чувствами и волей.

Идеалы можно рассматривать как некий обязательный балласт, ограничивающий человека в его действиях, сковывающий свободу и заставляющий поступать как надо, а не как хочется. Но в идеалах, передаваемых из поколения в поколение, заключается и передаваемый в культуре опыт выживания в обществе. Этот опыт может говорить, например, что нельзя поддаться сиюминутному искушению и украсть что-то - это может стоить очень дорого потом, нельзя поддаться сексуальному возбуждению и изнасиловать кого-то - сексуальное напряжение будет снять на пару дней, но вред от этого действия может быть колоссальным. Если в идеале сказано, что нужно всегда говорить правду, то это не только "потому, что потому", но и потому, что в следовании этому идеалу можно добиться безупречной репутации, что бывает иногда крайне полезно (например в науке).

Идеал может определять совокупность норм поведения. Идеал - это целостный образ, в этом образе воплощаются наиболее ценные и привлекательные человеческие черты. Этот образ служит образцом эталоном, и любое отклонение от этого образца-эталона трактуется как нежелательное. Сильные отклонения - как неприемлемые. К примеру, человек придерживается идеала честности. Он может позволить себе маленькую ложь, например соврать по телефону, что какого-то человека нет на месте. Это поведение он трактует как нежелательное, но если не видит иного способа ответить, то приходится лгать. В других случаях, когда ложь уже не будет казаться сиюминутной, может иметь далеко идущие последствия, он обязательно скажет правду, даже если это чревато для него сильными неприятностями. В крайнем случае он уклонится или откажется отвечать. Иными словами, имеет довольно большое значение не только и не столько факт отклонения от идеала, сколько степень этого отклонения. При этом, очевидно, разные люди весьма различно трактуют эту степень отклонения, имеют в этом отношении разные шкалы.

Если человек может иметь у себя на уме образцы наилучшего поведения, то он может иметь и образцы наихудшего поведения, то есть анти-идеалы. Анти-идеалы в целом обладают такими же особенностями, как и просто идеалы. Они тоже работают двояко: и для предварительной оценки планируемых действий, и для оценки пост-фактум.

Поведение человека зажато, таким образом, между двух полюсов: положительным и отрицательным. Человек естественным образом отталкивается от отрицательного и притягивается к положительному. Однако эта система совсем не является устойчивой во времени. Идеалы и анти-идеалы человека тоже подвержены изменениям. В основном это связано с изменением, детализацией картины мира. То, что раньше казалось, очевидным и бесспорным, теперь представляется в высшей степени сомнительным. Измененная картина мира влияет на формирование новых и исчезание старых идеалов.

Зачастую трансформация идеалов происходит настолько радикально и стремительно, что вызывает сильное удивление и глубокое непонимание окружающих. Идеал или идеалы человека как бы меняют полярность: то, что раньше считалось хорошим, теперь считается плохим, и наоборот. Такой поворот на 180 градусов обычно происходит в периоды глубокой фрустрации, кризисных переживаний. В таких состояниях человек может прийти к выводу, что причины его неудач или даже краха лежат в ценностной сфере. Он отказывается от своего идеала в пользу анти-идеала, потому что этот образ давно уже сформирован, нагляден, "готов к употреблению". Это и является причиной того, что человек бросается из крайности в крайность.

У людей с чрезвычайно неадекватной самооценкой и вообще личностными расстройствами может наблюдаться следующее. Низкая самооценка может привести к тому, что у человека самый главный его анти-идеал совпадает с собственным образом Я. То есть все то, что человек делает, является неправильным. Высокая самооценка приводит к обратному эффекту: идеал совпадает с собственной образом Я. Пусть это звучит афористично, но идеалы людей далеко не всегда идеальны.

Идеал представляет собой не то, чем человек на самом деле является, а то, чем он хотел бы быть, не то, каков он в действительности, а то, каким он желал бы быть. Нормальной является ситуация, когда образ Я человека находится где-то между двумя полюсами, между идеалом и анти-идеалом. Человек может даже ощущать, что он ближе к анти-идеалу, чем к идеалу. Для личностного благополучия важно не столько близость к тому или иному полюсу, сколько уверенное движение в сторону положительного полюса.

На формирование идеалов человека оказывает влияние ряд факторов. Разумеется, большое значение имеет государственное устройство, официальная идеология. Многие люди имели возможность пожить при двух разных строях общественного уклада: социализме и капитализме, сравнить идеалы людей разных эпох. При социализме, особенно в первые десятилетия СССР, в идеалах людей обретали идеи коллективизма, взаимопомощи, самоотверженности, исполнительности, рационализма и т.д. При капитализме - идеи индивидуализма, накопительства, гедонизма, предприимчивости, статусности и т.д.

Идеалы, как уже говорилось, формируются во многом под влиянием картины мира. У людей верующих одни идеалы, у людей с научной картиной мира - другие. У гуманитариев идеалы в большей степени направлены на межличностное общение, у технарей идеалы теснее связаны со способностями и опытом работы.

Во многом идеалы формируются под влиянием окружающих, близких людей. Идеалы при этом передаются и как есть, и трансформируются, и даже обращаются в анти-идеалы. В основном характер таких заимствований зависит от социального статуса другого человека. Если этот социальный статус высокий, то идеалы передаются как есть. Если же, например, социальный статус родителя очень низкий (не имеет хорошей работы, его не уважают, он ведет асоциальный образ жизни), то все его попытки передать свои идеалы ребенку вряд ли увенчаются успехом, с большой степенью вероятности они будут восприняты со знаком минус.

На формирование идеалов подрастающего поколения иногда оказывает решающее значение оказывают исторические деятели, а также вымышленные персонажи из книг и кинофильмов. При этом юноша или девушка могут в качестве идеала иметь отдельную личность или собирательный образ из разных книг и фильмов. Часто собирательный образ ряда вымышленных персонажей обладает большей силой, нежели личность реального человека из истории или настоящего.

Литература

Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. СПб., 1998.

 


См. также

Личность Поведение Психологический словарь

А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

 


Рейтинг@Mail.ru    RSS RSS    azps@azps.ru