Считается (С. Л. Рубинштейн), что внутренний план сознания у человека отдифференцирован от поведения. У животных психика и поведение образуют непосредственное единство, так что изучение их психики необходимо включается как компонент в изучение их поведения. С другой стороны, изучение психики человека так же необходимо для понимания его поведения. Человек значительную часть времени проводит в размышлениях, в познании "чистой истины", не сопровождающееся внешней активностью. Это и позволяет судить о том, что у человека есть присущий только ему "внутренний план сознания".
Поведение включает в себя огромное многообразие конкретных актов. Все эти акты можно разделить на три типа:
- инстинктивное поведение,
- навыки и привычки,
- разумное поведение.
Инстинктивное поведение имеет свои корни во врожденных схемах. Примеры инстинктивного поведения: акты, направленные на продолжение рода, эмоциональные агрессивные вспышки, подростковая эмансипация. Инстинктивные схемы поведения могут иметь эмоциональный компонент, а могут и не иметь его. Так, например, построение движений носит во многом врожденный характер, но, однако, ходьба сама по себе не вызывает у нас каких-то определенных эмоций.
Разумное поведение имеет корни в нашем сознании. И самое существенное здесь - наше поведение целиком или почти целиком опирается на наше понимание текущей ситуации, на наши знания, нашу картину мира. Для такого поведения важнее истина, а не эмоции. Эмоции могут как помогать, так и мешать выполнению разумного акта. Природа наградила нас разумным поведением для более гибкой, адаптивной связи с текущей ситуацией. Эмоции связывают нас с инстинктами, опытом предков, однако для решения сложных задач они не пригодны: как решить математическую задачу? куда пойти учиться? во что вложить деньги?
Навыки и привычки - промежуточное звено между инстинктивным и разумным поведением. Навыки и привычки имеют корни как раз либо в инстинкте, либо в разуме. Такова, например, привычка заигрывать с лицами противоположного пола или привычка проверять электроприборы перед выходом из дома. Навык ходьбы образуется из врожденных двигательных схем, навык счета столбиком - из школьных уроков. Но после своего образования и закрепления навыки и привычки становятся самодостаточными. Они не только средство, но и источник поведения. Навыки и привычки также весьма органично вплетаются в чисто инстинктивные и разумные акты.
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я